- Страхование

Электронное обращение в ФАС: инструкция от ведомства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронное обращение в ФАС: инструкция от ведомства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.

Рассмотрение дела по существу

Слушания являются наиболее важным этапом антимонопольной процедуры. Антимонопольное бюро рассматривает дела об антимонопольных нарушениях в течение трех месяцев со дня принятия решения о передаче дела на рассмотрение. В случае недостаточности информации, орган может продлить срок до шести месяцев и должен уведомить об этом стороны. Комиссия может приостановить или отложить рассмотрение, если необходима временная приостановка. Если необходимо собрать доказательства, приостановление применяется в тех случаях, когда в ходе разбирательства установлено, что ответчик совершил действия, свидетельствующие о нарушении правил конкуренции. С другой стороны в отличие от нарушений, в которых замешана сторона, ставшая причиной разбирательства. Отсрочка применяется, когда антимонопольный орган, суд или трибунал рассматривает отдельное дело или экспертное заключение о нарушении антимонопольного законодательства (раздел 45 Закона о защите конкуренции).

Например, в структуре правительства Москвы действует Главное контрольное управление, в правительстве Санкт-Петербурга — Комитет государственного финансового контроля.

Основным направлением их деятельности является контроль за расходованием бюджетных средств:

расчет НМЦК, планирование, обоснование закупки, расчеты и учет по заключенным контрактам.

Обращения можно направить в письменном виде по почтовому адресу и в электронном виде на электронную почту или через сервис «Электронная приемная».

Текст жалобы должен содержать Ф.И.О., реквизиты организации, обратный адрес, изложение сути нарушения, при наличии — подтверждающие документы. Порядок рассмотрения установлен законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ответ направляется заявителю в течение 30 дней со дня регистрации. На основании поступивших жалоб контролеры:

проводят внеплановые проверки; выдают предписания об устранении нарушений;

составляют протоколы об административных правонарушениях;

обращаются в суд о признании недействительными результаты закупок.

Законодательство дает право любому участнику закупки на обжалование действий заказчика по 44 ФЗ, оспаривание проектов контрактов или документации закупок в суде или ФАС. Например, это актуально, если установлены нереальные для соблюдения сроки или чрезмерные требования к товару, а также требуются документы, которые в законе не указаны. Пожаловаться можно на действия или бездействия оператора ЭТП. Такое право есть у участников, которые непосредственно столкнулись с ущемлением прав вследствие деяний специалиста электронной торговой площадки. Например, во время аукциона документы не были присланы вовремя, «зависла» система. Обжалованию подлежат деяния заказчика или его законного представителя, конкурсного управляющего, членов комиссии по закупкам. Примером служит неправомерное отклонение заявки, выкладывание протоколов рассмотрения заявок с нарушенными сроками. Такая жалоба 44 ФЗ может быть подана любым физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующие полномочия.

Причины подачи жалобы в ФАС

Для обращения в службу, заявитель должен тщательно сформулировать документ и привести конкретные аргументы в качестве доказательства. Вескими причинами подачи заявления считается:

  • наличие возражений по результатам проведенного конкурсного отбора;
  • выявление нарушений законодательных нормативов в рекламной кампании;
  • обнаружение злоупотребления должностным положением конкретными лицами;
  • подозрение на сговор определенными компаниями, направленный на искусственное завышение стоимости товара/услуги;
  • навязывание каких-либо услуг, не являющихся обязательными;
  • принуждение к обращению к конкретному исполнителю;
  • нарушение организатором торгов требованиям, установленных законодательством.

Руководителю Федеральной антимонопольной службы России

Заявители:

1)…

г. Екатеринбург, ул. …

2)…

г. Екатеринбург, ул. …

ЖАЛОБА в ФАС

на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по вынесению отказа в возбуждении производства по нашему заявлению

Мы, …предоставляем услуги по перевозке пассажиров и грузов на легковом автомобиле на территории …. Наша деятельность подтверждается лицензиями, выданными в соответствии с ФЗ. Целью нашей деятельности является быстрое, доступное, качественное обслуживание физических лиц, желающих воспользоваться услугами такси.

Читайте также:  Выплата компенсации за использование личного автомобиля: инструкция

Кроме нас услуги по перевозке пассажиров осуществляют такси «…» и такси «…» которые заключили с … соглашение, в результате чего их представляют как «официальных» перевозчиков аэропорта.

На территории … рекламируют перевозчиков такси «…» и такси «…» через аудио приборы (громкоговрители) каждый час, их представляют как официальных перевозчиков пассажиров на легковом транспорте. Такси «…» и «…» имеют представителей в терминалах аэропорта, располагаются они в специально отведенных стойках, откуда принимаются заказы. Одна из стоек расположена в запретной санитарной зоне терминала А, возле выдачи багажа, проход в которую посторонним лицам строго воспрещен. Однако сотрудники указанных служб такси беспрепятственно входят в запретную санитарную зону аэропорта, проносят с собой сумки, как правило, сотрудники присутствуют на рабочем месте со своими друзьями, которые не являются ни сотрудниками … ни сотрудниками указанных служб такси, осуществляющих перевозку пассажиров. В связи с последними событиями в аэропортах мира, ряд государств в том числе и наше предприняли шаги по противодействию экстремизму.

С нашей стороны была инициатива по заключению соглашения с администрацией …На основе данного соглашения, мы хотели, чтобы нас рекламировали и предоставили место, куда мы можем поставить собственный информационный пункт …Наши финансовые возможности позволяют нести расходы по исполнению всех необходимых обязательств.

Однако, в результате согласованных действий …такси «…» и такси «…», нас воспринимают как неофициальных перевозчиков и их действия создают дискриминационные условия для нашей деятельности. Без жалобы в ФАС справедливость в данной ситуации не восстановить.

В соответствии законодательством о конкуренции, запрещается злоупотреблять хозяйствующему субъекту занимать доминирующее положение в сфере услуг и товаров.

Согласно условиям договора №235/13 от 08.04.2013, заключенного между …и ИП …официальному перевозчику аэропортом предоставляется две стойки в терминалах внутренних воздушных линий и международных воздушных линий. Однако на самом деле, в нарушение вышеуказанных условий, их три. Первая и вторая стойки находятся в залах ожидания терминалов А и В, а третья стойка расположена в зоне выдачи багажа терминала А внутренних воздушных линий.

Возможность подачи жалоб в ФАС через ЕИС появилась с 05.07.2021 года. С 1 января 2022 года на сайте действует полноценный функционал, с помощью которого участники закупок при необходимости могут направлять свои жалобы. Это правило работает только в отношении электронных процедур и для участников, зарегистрированных в ЕИС (ч.4 ст.105 44-ФЗ). Жалоба рассматривается контрольным органом, только если она составлена с учетом требований, изложенных в ст. 105 44-ФЗ. В этом плане поставщики защищены, потому что действует стандартная форма жалобы с учетом установленных требований, т.е. производятся автоматизированные проверки системой предупреждающего характера. Статус электронного обращения доступен к отслеживанию в личном кабинете участника, поэтому он вовремя сможет предпринять необходимые действия, если это позволяют сроки. Электронное обжалование имеет плюсы как для участников, так и для субъектов обжалования.

Какие нарушения 44 ФЗ и 223 ФЗ можно обжаловать:

  • документация о закупке не соответствует действующему законодательству;
  • нарушение федерального закона, регламентирующего допуск и рассмотрение заявок;
  • незаконные требования к товару ограничивающие конкуренцию, избыточные, нарушающие закон;
  • незаконные требования к участнику, ограничивающие конкуренцию, избыточные, нарушающие закон;
  • нарушения, связанные с действиями (бездействием) оператора электронной площадки;
  • отказ в допуске к участию в закупке, отклонение заявки;
  • подведение итогов, в том числе с применением/отказом преференций;
  • заключение с победителем контракта, не соответствующего извещению.

При подаче жалобы необходимо определиться, какие именно имеются основания для обжалования. От этого будут зависеть вероятность успешного решения по обжалованию закупки.

Обжаловать или принять: действия после вынесения решения

Решение ФАС, если оно не устраивает ту или иную сторону, можно обжаловать в Арбитражном суде в течение трёх месяцев со дня вынесения решения. Как правило, обжалованием занимаются заказчики, так как для них, сам факт признания жалобы обоснованной является болезненным, по причине возбуждения в этом случае административного производства и наложения соответствующих штрафов на заказчика или членов комиссии.

Для заявителя же, обжалование решения ФАС, равно как и положений документации или протоколов рассмотрения заявок, в судебном порядке, как правило является не интересным, так как требует расходов, а ощутимого результата, обычно, не приносит. Проблема тут в том, что суды, до последнего времени занимали позицию, что раз контракт уже частично исполнен, то даже если были какие-то нарушения при его заключении, то расторгать его не целесообразно, так как это приводит к нарушению прав третьих лиц.

Читайте также:  Сколько пенсия по инвалидности 3 группа 2023

Это долгие годы ставило фактический барьер на обжалование в судах действий заказчиков и ФАС из-за бессмысленности этих действий. Однако, в 2020 г. начался процесс, который говорит о том, что, возможно, что-то стало меняться в сознании судейского корпуса. Совсем недавно, по нескольким делам в Арбитражном суде СПб и ЛО были вынесены решения о расторжении контрактов, заключённых с нарушением норм закона. Все решения появились после жалоб участника рынка на отклонение его заявок на конкурсные процедуры. Как минимум одно решение вступило в силу, после утверждения его апелляционной инстанцией.

Законодательство не содержит каких-либо норм оформления жалоб любого типа, в том числе и жалоб в ФАС. Составляя жалобу, следует руководствоваться правилами делопроизводства, а именно:

  • оформлять жалобу на бланке и заверять ее печатью, если жалоба подается юридическим лицом;
  • прилагать к жалобе документы, подтверждающие ее доводы;
  • начинать жалобу с наименования территориального органа ФАС, которому адресуется жалоба;
  • указывать полные сведения о заявителе. Анонимные обращения граждан ФАС не рассматривает и не принимает;
  • последовательно излагать события, которые послужили основанием для жалобы;
  • внятно изложить просьбу к ФАС.

Внесудебный и судебный порядок обжалования

Акт Федеральной антимонопольной службы можно оспаривать в ведомственном или судебном порядке.

В первом случае заявление рассматривается самим ведомством, во втором – арбитражным судом.

Выбирая орган для обжалования решения ФАС, следует учитывать:

  1. Досудебный порядок обжалования не обязателен.
  2. Ведомственный способ обжалования подходит не для всех актов.
  3. Само ведомство не часто склоняется к необходимости отменять решения сотрудников, поэтому получив отрицательный результат, скорее всего, нужно будет обращаться в суд.
  4. Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания.
  5. Контролирующий орган, в отличие от судебного, не может восстановить пропущенный срок.

Федеральное законодательство предусматривает возможность отзыва жалобы, направленной заявителем, если он лично изъявил такое желание. Для отзыва заявления предоставляется пятидневный срок с момента передачи жалобы в уполномоченную инстанцию на рассмотрение.

Обращение в ФАС об отзыве жалобы можно направить почтовым письмом, через электронный сервис на официальном портале ведомства и при личном визите в территориальное представительство ФАС.

После отзыва заявления участники антимонопольной комиссии в течение трех рабочих дней направляют соответствующие уведомления участникам процесса и публикуют сведения в открытом доступе на официальном интернет-портале ФАС. Если претензия затрагивала вопросы нарушения законодательных норм, от уполномоченные сотрудники ведомства осуществляют внеплановую проверку.

Образцы заявлений для передачи в ФАС можно обнаружить на официальной странице инстанции. Текст можно вписать от руки или машинописным способом.

Основания подачи жалобы в ФАС

Поводом для подачи жалобы может стать любое нарушение закона, положения о закупке и (или) закупочной документации, которое при этом ущемляет права и законные интересы участника торгов. Нарушителем может быть не только заказчик или электронная площадка, но и другой участник торгов, который, например, манипулирует ситуацией или нарушает правила конкуренции, в том числе вступает в сговор с заказчиком или другими участниками торгов.

ФАС выделяет несколько типичных ситуаций, которые приводят к нарушениям:

  • размещение информации в ЕИС (системе госзакупок);
  • порядок выбора способа проведения закупки и определения победителя торгов;
  • порядок подачи заявки и отбора участников;
  • условия и требования, указанные в закупочной документации, которые влекут ограничение количества участников;
  • заключение контракта — нарушение установленного порядка, одностороннее изменение условий, неправомерный отказ от сделки, заключение контракта с нарушением положений закупочной документации и условий закупки.

Как правило, всё сводится к недобросовестной конкуренции, применению «схем», сговорам на торгах, коррупционной составляющей.

Основной предмет обжалования:

  1. Закупочная документация, условия закупки.
  2. Представленный проект контракта.
  3. Действия или бездействие заказчика, которые нарушают установленный законом или закупочной документацией порядок, в том числе установленные для тех или иных процедур и мероприятий сроки.
  4. Действия или бездействие оператора электронной торговой площадки, что обычно связано с техническими проблемами на ЭТП, демонстрацией недостоверной информации, сбоями в работе, нарушениями регламента — порядка и сроков совершения определённых действий и операций.
  5. Действия других участников закупок, которые, как правило, связаны с попытками демпинга или использования других схем недобросовестной конкуренции для победы на торгах.

Я столкнулся с недобросовестной конкуренцией и хочу пойти сразу в суд, минуя антимонопольные органы. суд рассмотрит моё заявление?

Наверняка, у большинства юристов уже сложилась стойкая ассоциация: обнаружил недобросовестную конкуренцию — обращайся в антимонопольные органы.

Но я всё чаще ловлю себя на мысли о том, что иногда было бы лучше сразу обращаться в суд, минуя стадию административного разбирательства в антимонопольных органах.

Читайте также:  Выкуп долга. Как выкупить долги у банка?

Это сэкономит время на споры в «лишней» инстанции, особенно когда не ждёшь «сочуствия» от антимонопольных органов, сэкономит деньги клиента. Самое главное, — позволит выбирать, куда обращаться, то есть расширит возможности защиты, доступные «пострадавшему».

Я ведь не столько против антимонопольных органов, сколько за большую свободу выбора. В конце концов, и в административном процессе, предусмотренном ФЗ «О защите о конкуренции», есть свои несомненные плюсы (большие полномочия по истребованию доказательств + по моим наблюдениям, нарушители более трепетно относятся к запросам антимонопольных органов и достаточно хорошо их выполняют).

Так вот, можно ли так делать — обращаться непосредствено в суд по делам о недобросовестной конкуренции, минуя антимонопольные органы?

В законах прямого ответа на этот вопрос нет. Но есть правовая позиция, высказанная ВАСом РФ ещё в 2008 году:

Право выбора судебного или административного порядка защиты своего нарушенного или оспариваемого права принадлежит субъекту спорных правоотношений.

Закон не содержит указаний на то, что защита гражданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при наличии возможности обратиться в арбитражный суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд.

Следовательно, если лицо за защитой своих прав обратится в арбитражный суд, не подавая до этого соответствующего заявления в антимонопольный орган, суд не может со ссылкой на пункт 2 статьи 148 АПК РФ оставить такое заявление без рассмотрения.

п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

Казалось бы, вот он ответ — иди сразу в суд.

Но у меня сразу же возникают сомнения практического характера — действительно ли арбитражные суды рассматривают такие заявления? Если всё же рассматривают, то насколько качественно? Не подходят ли они к этому вопросу спустя рукава (мол, я бы никогда не взялся за это дело — пусть антимонопольщики этим занимаются, но раз так сказал ВАС РФ, то буду рассматривать)?

Этот вопрос пока однозначно решён в отношении одного вида недобросовестной конкуренции, упомянутого в пп. 6 п. 2 ст. 1512 ГК РФ:

Предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если действия правообладателя, связанные с предоставлением правовой охраны товарному знаку или сходному с ним до степени смешения другому товарному знаку, признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией.

Когда можно подать жалобу на заказчика

Установлены сроки подачи жалобы в ФАС по 223-ФЗ. Они зависят от причины направления обращения. Если оно связано с действиями организатора торгов, подать документы нужно в течение 10 дней с момента подведения итогов процедуры. Если при этом договор так и не был заключен — в течение 3 месяцев.

Если претензия касается действий оператора ЭТП при аккредитации участника, ее следует направить в срок до 30 дней. Это основание прописано в новой редакции 223-ФЗ от 1 июля 2018.

В ч. 10 ст. 3 Закона о закупках отдельными видами юрлиц определены причины направления жалобы в ФАС по 223-ФЗ:

  1. в ЕИС не были размещены документы о закупке;
  2. заказчик нарушил сроки публикации документации;
  3. к участникам предъявляют не предусмотренные законом и/или документацией о закупке требования;
  4. процедура проводилась в порядке, отличном от прописанного в положении заказчика;
  5. заказчик ограничивает конкуренцию;
  6. заявку необоснованно отклонили и т.д.

Федеральный закон о контрактной системе в главе 6 устанавливает порядок, в котором участник закупки обжалует решения организатора закупки, и оператора площадки, на которой она проводится. Глава не содержит способов обжалования решений госзаказчиков закупок или поставщиков на этапе исполнения контракта.

Если госзаказчик считает незаконными действия участника, он отклоняет его заявку. Если нарушения исходят от контрагента на этапе исполнения, заказчику следует обратиться к нему с претензией, получить сатисфакцию за счет обеспечения контракта или обратиться в суд. Обращения в УФАС на этом этапе не предусмотрено, кроме одного случая: если поставщик не исполнил обязательства, из-за чего заказчик вынужден отказаться в одностороннем порядке от контракта, информация о ситуации доводится до УФАС заказчиком. А тот, в свою очередь, рассматривает вопрос о внесении организации-контрагента в реестр недобросовестных поставщиков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *