- КОАП

Наказание после наказания: как работает надзор за бывшими заключенными

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наказание после наказания: как работает надзор за бывшими заключенными». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Административный надзор прекращается по следующим основаниям: 1) истечение срока административного надзора; 2) снятие судимости с поднадзорного лица; 3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания; 4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим; 5) смерть поднадзорного лица. 2. Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания. 3.

Заместитель министра юстиции России Всеволод Вуколов, со своей стороны, заявил RT, что ведомство работает над реализацией нового закона.

«В полном объёме закон заработает в 2025 году, но уже сейчас идёт работа, особое внимание уделим подготовке специалистов», — сказал он.

По словам Вуколова, сотрудники уголовно-исполнительных инспекций «должны делать всё, чтобы освободившийся из мест лишения свободы человек больше не оставался один на один с трудными жизненными обстоятельствами, смог наладить законопослушную жизнь, вернуть социальные навыки и получить работу».

Во время сессии замминистра заявил также о важности решения проблемы проживания, предоставления общежитий бывшим заключённым в ходе программы пробации. Вуколов обратил внимание, что программа пробации будет носить исключительно добровольный характер.

Этим, кстати, российская система пробации отличается от аналогичной американской, рассказала в своём выступлении на форуме депутат Госдумы Мария Бутина.

Наказание после наказания: как работает надзор за бывшими заключенными / ОВД-Инфо

— Границы дозволенного определяю опытным путем. Уже были какие-то общественные мероприятия.

Я за металлоискатели не захожу, стою рядом, общаюсь с прессой, с людьми, — Сергей Удальцов, который отбыл срок якобы за «подготовку беспорядков», рассказывает, как он живет под административным надзором.

— Меня пытаются и оттуда прогонять, но непонятно, на основании чего: протоколы пока не составляли. Выступления посредством аудиосвязи, участие в конференциях мне не запретили. Их больше всего беспокоит улица, и чтобы по стране не мотался.

Удальцову три года нельзя выезжать за пределы Москвы и Московской области, нужно дважды в месяц ходить отмечаться в ОВД, запрещено участвовать в политических уличных акциях. Условия могли бы быть жестче: МВД требовало пять лет надзора, отмечаться в полиции четыре раза в месяц и не выезжать за пределы Москвы.

Сергей Удальцов уже обжаловал назначение надзора в районном и городском судах и намерен дойти до ЕСПЧ.

Административный надзор лидеру «Левого фронта» назначили потому, что в течение года с момента освобождения у него было две «административки», связанные с митингами. Они были заведены по статьям КоАП, которые нельзя нарушать тем, кто недавно освободился. Два таких нарушения за год — и на вас могут наложить надзор.

Особенности рассмотрения дел о досрочном снятии административного надзора

Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, должен рассмотреть данный материал в течение 20 суток.

Бремя доказывания обстоятельств, приведенных в заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.

В рассмотрении материала вправе принять участие: поднадзорное лицо, его адвокат, прокурор, представитель органа внутренних дел, представитель исправительного учреждения.

  • В случае удовлетворения заявления, суд досрочно прекращает административный надзор, поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.
  • В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.

Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор

Статьей 3 Закона ФЗ-64 определен круг лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор:

1. В первую очередь, это лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы и на момент установления надзора имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Уголовный кодекс РФ (ст. 15 УК РФ) предусматривает 4 категории (степени) преступления, которые определяются в зависимости от характера, последствий и т.д. Наименее опасными преступлениями являются деяния небольшой тяжести, к которым относятся побои, причинение незначительного ущерба в результате обычной кражи, повреждение имущества и т.д. Далее статьей предусмотрены преступления средней тяжести, за которые может быть максимальное наказание 5 лет лишения свободы. Виновным в совершении таких преступлений, если ранее не было случаев привлечения к уголовной ответственности, часто назначают ограничение свободы, обязательные и исправительные работы, лишение свободы условно. В отношении осужденных за преступления небольшой и средней тяжести административный надзор не устанавливается, если только это не повторные преступления в биографии лица.

Читайте также:  Куда нужно жаловаться на интернет магазин в Москве

Иные правила при осуждении человека за преступления тяжкого (до 10 лет лишения свободы включительно) и особо тяжкого преступления (свыше 10 лет лишения свободы). К таким чрезвычайно опасным преступлениям относятся разбои, убийства, изнасилования, вымогательства, сбыт наркотических веществ и т.д. Законодатель справедливо счел, что судимые за такие преступления лица нуждаются в особом контроле, поэтому такой категории граждан устанавливается административный надзор.

2. Лица, которые осуждались к лишению свободы при наличии признаков рецидива, то есть повторного преступления при непогашенной предыдущей судимости. После отбытия наказания за совершение повторного преступления будет установлен надзор.

3. Лица, которые осуждены за умышленное преступление, посягающее на права несовершеннолетнего лица. К таким преступлениям относятся не только деяния против половой неприкосновенности, но и любые другие: к примеру, кража у ребенка телефона, причинение несовершеннолетнему телесных повреждений и т.д.

4. Лица, которые были осуждены за два и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228 УК РФ (незаконная перевозка, приобретение и хранение наркотического средства в значительном размере), ст. 228.3 УК РФ (те же действия в отношении прекурсоров и растений, содержащих прекурсоры наркотиков или психотропных веществ), ч. 1 ст. 231 УК РФ (незаконное культивирование наркосодержащих растений в крупном размере), ч. 1 ст. 234.1 УК РФ (незаконный оборот новых психоактивных веществ).

Наказание за нарушение административного надзора

Замечание 1

Нарушение поднадзорным лицом ограничений и обязанностей, сопутствующих административному надзору, дает основания полагать, что оно всё ещё представляет опасность для общества, поскольку не способно подчиняться таким социальным регуляторам, как нормы права и властные предписания. Нарушение обязанностей и административных ограничений служит основанием для применения к поднадзорному лицу мер ответственности, предусмотренных нормами различных отраслей права.

В первую очередь это нормы административного права, которые регулируют общественные отношения в сфере государственного управления. Ответственность за нарушения режима административного надзора установлена самим Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Учитывая опасность, которую представляют некоторые из лиц, отбывших уголовное наказание, и стремясь оградить общество от их повторных посягательств, законодатель также ввел уголовную ответственность за нарушения административного надзора.

Формально объектом преступного посягательства выступает общеобязательность судебного решения, которым на поднадзорное лицо возложены обязанности и ограничения.

Но можно сказать, что нарушение режима административного надзора – это «поставление в опасность» широкого круга охраняемых общественных отношений, «первый вестник» возможных преступлений.

Ничего непонятно?

Принципы организации надзорной системы

Еще одним принципом организации надзорной системы является социальная адаптация. После отбытия наказания заключенные должны быть помощью в интеграции общества. Надзорные органы предоставляют различные программы поддержки и реабилитационные меры, направленные на помощь бывшим заключенным в возвращении к обществу. Это может включать профессиональную подготовку, трудоустройство, социальное и психологическое сопровождение.

  • Индивидуализация надзора: для каждого осужденного назначается индивидуальный план надзора с учетом его особенностей.
  • Социальная адаптация: организация программ и мер, направленных на помощь бывшим заключенным в интеграции в общество.
  • Контроль и наблюдение: надзорные органы следят за выполнением заключенным установленных правил и требований.
  • Профессиональное сопровождение: бывшим заключенным предоставляются услуги реабилитации, профессиональной подготовки и трудоустройства.
  • Права и защита: бывшие заключенные имеют право на защиту своих прав и интересов.

Проблемы и перспективы развития системы надзора за бывшими заключенными

Еще одной проблемой является отсутствие разработанных и эффективных механизмов реинтеграции бывших заключенных в общество. Недостаточное внимание к процессу адаптации и социализации освободившихся лиц ведет к возможности повторной совершаемости преступлений и срыву процесса реабилитации. Также, недостаточно развита система поддержки и социального сопровождения освобожденных лиц, что делает сложным процесс их реинтеграции в общество.

Однако, несмотря на эти проблемы, существуют перспективы развития системы надзора за бывшими заключенными. Важным направлением в развитии данной системы является улучшение социальных условий и возможностей для бывших заключенных. Это включает в себя развитие реабилитационных программ, образовательных и трудоустройственных возможностей, а также социальной поддержки в процессе адаптации. Создание сильной системы поддержки и сопровождения позволит освобожденным лицам успешно восстановиться в обществе и предотвратить повторное совершение преступлений.

Также, важным аспектом развития системы надзора является улучшение информационных технологий и баз данных. Современные технологии позволяют эффективно отслеживать местонахождение бывших заключенных и контролировать их действия. Такие инструменты как электронное наблюдение, системы регистрации и контроля, помогают сократить время и ресурсы, необходимые для осуществления надзора. Такие улучшения позволяют более эффективно контролировать действия бывших заключенных и предотвратить совершение новых преступлений.

Закон № 64-ФЗ о надзоре: суть процедуры и способы ее реализации

Надзор административного характера представляет собой процесс наблюдения за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, но еще не погасившими возникшую судимость. Цель процедуры – контроль поведения преступных элементов, отбывших назначенное приговором наказание, а также отслеживание их действий, проверка соблюдения ими положений закона.

Читайте также:  Сроки выплаты жилищной субсидии военнослужащим в 2024 году согласно законодательства РФ

Важно! Главной задачей надзора выступает предупреждение свершения ранее осужденными гражданами очередных преступлений. Также контроль производится для оказания на нарушителей профилактического воздействия с целью защиты государства и общества.

Регламент реализации процесса установлен законом № 64-ФЗ. Дополнительно, но в более кратком варианте, его положения дублируются в ст. 173.1 УИК РФ.

В реальности контролирующие меры имеют вид системы ограничений прав и свобод, временно запускаемой в отношении освободившегося осужденного. Здесь речь идет о различного рода запретах, а также обязанностях, налагаемых на каждого конкретного нарушителя в индивидуальном порядке.

Так, на практике и на основании ст. 4 ФЗ № 64 используются следующие варианты исполнения надзорных мер:

  • запрет на посещение и пребывание в определенных заведениях и местах;
  • обязательная явка для регистрационной отметки – от 1 до 4 раз в месяц;
  • запрет на посещение мероприятий массового характера, участие в них;
  • полное ограничение возможности выхода за пределы жилища в конкретное время суток (обычно это ночные часы – с 22.00 до 6.00);
  • запрещение выезда за пределы населенного пункта, страны.

Регулярный мониторинг соблюдения осужденным ограничений производится органами внутренних дел. Подразделение для обязательной явки назначается в соответствии с местом постоянного или временного проживания поднадзорного лица либо с учетом места его фактического пребывания. Под последним понимают территорию города, района, сельского поселения, избираемую освобожденным из колонии человеком, не имеющим реального места жительства.

Регламент и этапы надзора

Контроль и сопутствующие ограничения налагаются на освобожденного человека судебными органами. Запрос на применение надзорных мер подается в инстанцию администрацией исправительного учреждения, где содержался осужденный, за 2 месяца до завершения наказания.

Вынесенное судом постановление направляется в подразделение ОВД по месту регистрации или пребывания освобождающегося гражданина. Предварительно последний обозначает конкретный адрес, по которому он будет проживать. По факту прибытия на место, ранее осужденному следует встать на учет в контролирующую структуру.

Дальнейший процесс можно разделить на 3 стадии:

  1. Предварительная. На этом этапе проводится сбор и анализ информации о конкретном осужденном. Разрабатываются оптимальные ограничительные меры. На протяжении всего периода мониторинга их перечень может дополняться по решению суда. Например, по факту периодического нарушения режима издается приказ о применении вспомогательных запретов, более ужесточенных.
  2. Текущая. В процессе стадии осуществляется проверка исполнения ограничений и обязанностей, возложенных на человека судом.
  3. Завершающая. Предполагает вынесение решения о продлении контролирующих мероприятий либо об их снятии.

Пролонгация надзорных мер производится на основании ст. 7 закона № 64-ФЗ. Период запретов может быть увеличен, если поднадзорный свершил в этот момент преступление и был приговорен к наказанию, не предусматривающему тюремный срок. Второе основание – допущение нескольких административных нарушений в течение года. Решение об увеличении временного интервала принимает суд на основании запроса из ОВД. Максимальный период продления – 6 месяцев.

Прекращение ограничительных мер происходит по факту окончания интервала их действия, установленного судебной инстанцией. Дополнительно запреты аннулируются в результате снятия судимости, по причине смерти поднадзорного или при направлении его в исправительное учреждение по причине осуждения за очередное преступление.

Важно! Контроль с лица, ранее судимого за действия против половой неприкосновенности малолетнего ребенка (до 14 лет), и признанного страдающим от такого расстройства поведения и психики, как педофилия, снимается иначе. Основания – аннулирование либо прекращение судимости в совокупности с окончанием применения в отношении него принудительных медицинских мер.

Мониторинг поведения освободившихся заключенных проводится, если свершенные ими преступления трактуются как опасные деяния тяжкой и особо тяжкой степени. Ограничительные меры устанавливаются судом на срок от 1 до 3 лет с возможностью продления на полгода. В процессе наблюдения сотрудники ОВД проводят проверку исполнения запретов и обязанностей, возложенных на освободившегося гражданина. Окончание контроля происходит по факту завершения установленного периода, на основании прекращения судимости либо в досрочном порядке. Последний вариант предполагает подачу запроса в суд самим заинтересованным лицом либо надзорным органом. Реализовать право на преждевременное аннулирование назначенных мер можно лишь по истечении половины срока их действия.

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Как указано в статье 1 ФЗ-64 об административном надзоре с последними изменениями на 2019-2020 год, данные мероприятия направлены на временное ограничения прав и свобод человека. Согласно 55 статье Конституции это допустимо, если необходимо для защиты прав и интересов других граждан.

Таким образом, судом должны быть созданы такие меры профилактического воздействия на преступника, отбывшего наказание, чтобы предотвратить возможные посягательства с его свободы на права и свободы других лиц. С одной стороны, такие меры должны подбираться индивидуально, но, в то же время, они не могут носить произвольный характер.

  • Номер 2 – порядок регламента при установлении, продлении и прекращении административного надзора;
  • Номер 3 – здесь подробно указываются права и обязанности лица, признанного поднадзорным. Выделены правомочия правоохранительных органов при реализации наблюдения;
  • Номер 4 – оформлено вступление 64 ФЗ в силу.

Процедура установления административного надзора

Порядок установления судимому лицу ограничений в рамках административного надзора регулируется главой 29 Кодекса административного производства РФ.

Решение выносится по результатам рассмотрения иска. Административным истцом по таким делам является руководитель УМВД, административным ответчиком – освободившийся из мест лишения свободы гражданин. Иск подается в районный суд по месту жительства ответчика, как и по общему правилу в гражданскому процессе. Если административный иск подается исправительным учреждением при освобождении лица из колонии, то это будет районный суд по месту нахождения этой колонии.

Читайте также:  Как расторгнуть договор купли-продажи недвижимости после регистрации по согласию сторон

В соответствии со ст. 271 КАС РФ, в административном исковом заявлении должно быть указано:

  • наименование суда, в который обращается административный истец.
  • данные об истце и ответчике, включая место проживания, количество приговоров, по которым осуждался ответчик. Если гражданин не имеет постоянного места жительства или прописки, разрешается подать заявление по месту нахождения, где человек больше всего проводит время, ночует и т.д. Об этом тоже необходимо указать.
  • основания для установления административного надзора в соответствии с Федеральным законом – правонарушения, рецидив и т.д.
  • срок административного надзора, на который, по мнению административного истца, необходимо установить надзор, а также виды ограничений.

Права, обязанности и ответственность поднадзорного лица

Помимо того, что поднадзорный вправе обжаловать судебное решение, заявлять о досрочном прекращении надзора или частичной отмене ограничений, Федеральным законом 64-ФЗ предусмотрено право обращаться в УМВД за разрешением на пребывание вне дома. Необходимость в разрешении может возникнуть по семейным причинам, в силу которых человеку стало невозможно проживать в месте, которое указано при установлении надзора (к примеру, пожар). Кроме того, можно обращаться с заявлением о получении разрешения на краткосрочный выезд за пределы города, если есть какие-либо исключительные обстоятельства (к примеру, болезнь или смерть родственника).

На гражданина, которому установлен административный надзор, возлагаются обязанности:

  • исполнять решение суда;
  • прибыть для постановки на учет в ОВД того города, куда был разрешен краткосрочный выезд и уведомить ОВД в своем городе о своем возвращении ( в течение 3-х дней).
  • уведомлять в трехдневный срок о смене работы, учебы, увольнении.
  • о смене места жительства за три дня; (к примеру, если это произошло вынужденно).
  • являться по вызову сотрудников внутренних дел.
  • впускать в дом участкового, если он прибыл с проверкой соблюдения ограничения.

За невыполнение своих обязанностей и уклонение от административного надзора гражданин несет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ. Наказание за совершение данного преступления может быть в виде лишения свободы на срок до 1 года.

Понятие надзора после освобождения из тюрьмы

После освобождения из тюрьмы многие осужденные сталкиваются с надзором, установленным судебными органами или исполнительным учреждением. Основные моменты и правила надзора после освобождения из тюрьмы определены в законе № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Согласно этому закону, освобожденный под надзором несет определенные обязательства и ограничения, которые должны быть отработаны в течение срока надзора. Основные положения надзора после освобождения из тюрьмы включают:

  • Установление надзора осужденным на основании последних изменений и дополнений Федерального закона № 64 от 27 июля 1924 года.
  • Наблюдение и контроль над освобожденными по срокам и местам отбывания наказания.
  • Запреты и ограничения, накладываемые на осужденного в период надзора.
  • Полный перечень обязательств и условий, которые должны выполнять освобожденные во время надзора.

Административный надзор над освобожденными может осуществляться различными органами, такими как полиция или система исполнения наказания. Под надзором могут также находиться бывшие осужденные, которые имеют основания для подозрения в совершении новых правонарушений.

Реализация возможных функций административного надзора освобожденными регламентируется законом № 64. Он также подразумевает наличие комментариев и записей адвоката, которые могут быть использованы в случае обжалования решений суда.

Санкции за нарушение правил надзора

В целях обеспечения контроля и выборки поведения освободившихся из тюрьмы лиц, установлены административные санкции за нарушение правил надзора. Подмосковье – важный список основных моментов и правил, которыми должны следовать бывшие заключенные.

Глава №27 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает наказания за нарушение правил надзора. Заключенные, освобожденные после отбытия срока заключения, подлежат контрольным мерам и ограничениям. Они могут быть помещены под наблюдение полиции или установлены иные ограничения на их деятельность.

За нарушение правил надзора может быть накладено следующие санкции:

  1. Вынесение предупреждения.
  2. Штраф:
  • В размере до 30 000 рублей для граждан, которые были осуждены за преступления, не связанные с насилием в отношении личности или нарушением интимных границ;
  • В размере до 50 000 рублей для граждан, которые были осуждены за преступления, связанные с насилием в отношении личности или нарушением интимных границ.
  • Установление исправительных работ в размере до 100 часов.
  • Ограничение посещения определенных мест или страны.
  • Ограничение перемещения по некоторым территориям.
  • Снятие с наблюдения или снятие ограничений.
  • Установление санкций за нарушение правил надзора является правомерным и необходимым мероприятием для контроля освободившихся лиц и предотвращения возможных повторных преступлений. Юристы могут помочь освободившимся заключенным с правовыми вопросами и комментариями по КоАП.

    Важно учесть, что максимальный срок санкций не может быть более одного года с момента освобождения.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *