- Гражданское право

Упрощенный переход на ФСБУ для субъектов МСП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Упрощенный переход на ФСБУ для субъектов МСП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Комментируемый приказ внес поправки в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Основная часть новшеств имеет отношение к оценке МПЗ. В общем случае запасы принимаются к учету по их фактической себестоимости, которая складывается из закупочной цены и затрат, связанных с приобретением МПЗ. К затратам на приобретение относят таможенные пошлины, выплаченное комиссионеру вознаграждение, стоимость заготовки, доставки и некоторые другие издержки (п. 6 ПБУ 5/01).

Упрощенный учет для малых предприятий

Применять упрощенное ведение бухучета и предоставление бухгалтерской отчетности могут малые предприятия, отвечающие ряду требований .

К чему сводится упрощение отчетности, прописано в приказе Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н.

  1. Бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств содержат сокращенный объем показателей. В приложениях к ним приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
  2. Отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств необходимо составлять, только если они содержат информацию, без которой невозможна оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности.

Упрощение учета достигается через полное освобождение или сокращенное применение бухгалтерских стандартов.

Какие ПБУ могут не применять малые предприятия

Малые предприятия полностью освобождены от обязанности учитывать требования следующих ПБУ:

1. ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (п. 3). При отказе не нужно создавать резервы предстоящих расходов;

2. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 2.1). При отказе можно учитывать расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, без специальных корректировок;

3. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (п. 2). При отказе в бухгалтерском учете не нужно выявлять постоянные и временные разницы и формировать постоянные налоговые активы и обязательства, а также отложенные налоговые активы и обязательства;

4. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (п. 3.1). При отказе в годовой бухгалтерской отчетности не нужно раскрывать информацию по прекращаемой деятельности;

5. ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (п. 3). При отказе в годовой отчетности не нужно отражать сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на деятельность фирмы.

Субъекты, которые вправе вести упрощенный бухгалтерский учет (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность), из правил, установленных другими ПБУ и ФСБУ, вправе выбирать те положения, которые предусматривают послабления, предусмотренные для них этими документами.

Упрощенный учет основных средств и капитальных вложений

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, при использовании ФСБУ 6/2020 «Основные средства» могут:

  • не корректировать первоначальную стоимость основного средства в связи с изменением величины оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации объекта основных средств и восстановлению окружающей среды;
  • не проверять основные средства на обесценение, т.е. оценивать основные средства по балансовой стоимости на отчетную дату. Соответственно, отпадает необходимость раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об обесценении основных средств.

При использовании ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» они могут:

  • определять фактические затраты при признании капитальных вложений в размере сумм, уплаченных и (или) подлежащих уплате организацией поставщику (продавцу, подрядчику) без учета всех скидок и льгот, предоставляемых организации, вне зависимости от формы их предоставления;
  • остальные затраты, включая величину оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации этого объекта и восстановлению окружающей среды, признавать расходами периода, в котором они понесены;
  • не дисконтировать затраты в случае отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев;
  • не применять справедливую стоимость при оплате капитальных вложений полностью или частично неденежными средствами, а использовать показатель балансовой стоимости;
  • отказаться от проверки капитальных вложений на обесценение, а оценивать их по балансовой стоимости на отчетную дату. Соответственно, раскрывать информацию об обесценении капитальных вложений в бухгалтерской отчетности не нужно.

Если строительная организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, закрепила в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета условие о том, что она не применяет ПБУ 2/2008, то учет доходов, расходов и финансовых результатов по всем договорам, включая долгосрочные (длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года) и переходящие (сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы), бухгалтер ведет в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» .

Читайте также:  Лишение отца родительских прав

Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

К сведению. Оба названных документа предоставляют малым предприятиям право вести учет кассовым методом (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99). Автор, учитывая отсутствие на данный момент методики организации учета по кассовому способу, считает переход на него нецелесообразным и преждевременным. Поэтому нюансы такого варианта ведения учета в статье не рассматриваются.

Почему возможность не применять ПБУ 2/2008 расценивается специалистами как благо? Потому что позволяет упростить ведение бухгалтерского учета на предприятии. Достигается это в силу следующего. Во-первых, отпадает необходимость отслеживать характер договора (долгосрочный, переходящий или обычный). Во-вторых, не требуется отражать отдельный актив «Не предъявленная к оплате начисленная выручка». В-третьих, не нужно учитывать на отдельном субсчете начисленный отложенный НДС, то есть суммы налога, обязанность уплаты которых в бюджет на момент отражения не предъявленной к оплате начисленной выручки еще не наступила. В-четвертых, не возникает обязанности признавать в доходах и расходах суммы отклонений, претензий и поощрительных платежей. В-пятых, не надо отражать ожидаемый убыток в размере превышения величины расходов по договору над величиной выручки, если документально подтвержденные расходы по договору не возмещаются заказчиком. В-шестых, относительная новизна ПБУ 2/2008 (по сравнению с «возрастом» ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99) является основанием для разнообразных суждений по его применению, что в итоге может привести к спорам о достоверности бухгалтерской отчетности организации.

От каких правил бухучета вправе отказаться малые предприятия

От чего можно отказаться Как это упростит работу
От метода начисления (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99) Малые компании вправе применять кассовый метод. Тогда, к примеру, поступившие авансы будут формировать доходы, как только деньги поступят в кассу или на расчетный счет. А выданную предоплату надо списывать, только когда ее отработает контрагент
От учета постоянных и временных разниц и соответствующих им налоговых активов и обязательств (п. 2 ПБУ 18/02) Из рабочего плана счетов малого предприятия можно исключить счета 09 и 77
От полного рабочего плана счетов (приказ Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н) План счетов малого предприятия можно сократить так: — применять счет 10 «Материалы» вместо счетов 07, 11 — использовать счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25, 26
От формирования оценочных обязательств (п. 3 ПБУ 8/2010) Не надо делать отчисления в резервы, а отпускные и затраты на гарантийный ремонт можно списывать сразу
От корректирования учета и отчетности ретроспективно (п. 9 ПБУ 22/2010) Исправить существенные ошибки можно в том периоде, в котором они обнаружены
От включения расходов по займам в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008) Учитывать все проценты по займам и кредитам можно в составе прочих расходов на счете 91
От составления всех форм бухгалтерской отчетности и приложений к ним, расшифровки и пояснения показателей баланса ( п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н) Можно сдавать только баланс и отчет о финансовых результатах. Кроме того, в бухгалтерской отчетности необязательно детализировать отдельные группы статей. Показатели достаточно привести обобщенно, по группам статей

Упрощенный бухучет можно вести по одной из трех форм: полной, сокращенной или простой. Но какую бы из упрощенных форм бухучета малая компания для себя ни выбрала, годовой баланс и отчет о финансовых результатах в налоговую инспекцию надо будет сдавать в любом случае.

Об организациях на спецрежимах налогообложения

Спецрежимы (упрощенка, вмененка, сельскохозяйственный налог) добровольны и могут применяться при выполнении определенных требований или для некоторых видов деятельности.

Однако условия применения спецрежима, к примеру упрощенки, могут в какой-либо момент перестать выполняться, и организация утратит право на его применение и станет обязанной работать с ПБУ 18/02.

Кроме того, некоторые спецрежимы совместимы с обычной системой налогообложения. Например, организация может вести разные виды деятельности, облагаемые в обычном порядке налогом на прибыль и облагаемые единым налогом с вмененного дохода. Тогда для деятельности, облагаемой налогом на прибыль, будут формироваться показатели по ПБУ 18/02, а по другому виду деятельности их не будет. В таком случае важно вести учет доходов и расходов раздельно.

Кто ведет «упрощенный» бухучет

Перечень лиц, которые могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, приведен в статье 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ). К ним относятся экономические субъекты, отчетность которых не подлежит обязательному аудиту:

  • субъекты малого предпринимательства;

  • некоммерческие организации;

  • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Не вправе вести «упрощенный» бухучет (ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):

  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

  • кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

  • микрофинансовые организации;

  • коллегии адвокатов;

  • адвокатские бюро;

  • юридические консультации;

  • адвокатские палаты;

  • нотариальные палаты;

  • некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Читайте также:  Образец договора купли-продажи земельного участка

По общему правилу расходы по НИОКР, которые дали положительный результат, списываются на расходы по обычным видам деятельности с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было начато фактическое применение полученных результатов от выполнения НИОКР в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), либо для управленческих нужд организации (п. 10 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н, далее — ПБУ 17/02). Списывать расходы на НИОКР можно или линейным способом, или пропорционально объему продукции, работ, услуг (п. 11 ПБУ 17/02). Приведем пример.

Пример 10. Отражение расходов по НИОКР при «обычном» учете

Организация оплатила стороннему исполнителю работу по усовершенствованию выпускаемой продукции стоимостью 81 000 руб. (без НДС). Работы дали положительный результат, который используется в производственной деятельности. В месяце завершения работ организация произвела расчеты с исполнителем и начала использование результатов НИОКР, не подлежащих правовой охране. Срок списания расходов на НИОКР линейным способом – четыре с половиной года (54 месяца).

Бухгалтер, ведущий «обычный» учет, сделает проводки:

ДЕБЕТ 08-8 КРЕДИТ 60

— 81 000 руб. – отражена задолженность по оплате выполненных работ;

ДЕБЕТ 04 КРЕДИТ 08-8

— 81 000 руб. – приняты к учету НИОКР, давшие положительный результат;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— 81 000 руб. – оплачены выполненные работы.

Со следующего месяца, ежемесячно:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 04

— 1500 руб. (81 000 руб. / 54) – списана очередная часть расходов на НИОКР.

Однако теперь организация, которая вправе вести бухучет упрощенно, сможет списывать расходы по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02).

Об организациях на спецрежимах налогообложения

ВАЖНО! ЕНВД утрачивает силу и с 2021 года не применяется. Подробности см. в материале «Отмена ЕНВД в 2021 году: последние новости, изменения с 1 января 2020 года».

Однако условия применения спецрежима, к примеру упрощенки, могут в какой-либо момент перестать выполняться, и организация утратит право на его применение и станет обязанной работать с ПБУ 18/02.

Кроме того, некоторые спецрежимы совместимы с обычной системой налогообложения. Например, организация может вести разные виды деятельности, облагаемые в обычном порядке налогом на прибыль и облагаемые единым налогом с вмененного дохода. Тогда для деятельности, облагаемой налогом на прибыль, будут формироваться показатели по ПБУ 18/02, а по другому виду деятельности их не будет. В таком случае важно вести учет доходов и расходов раздельно.

Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?

Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.

Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:

Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).

Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:

Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.

Когда малым предприятиям нужно обязательно применять ПБУ 18/02

Организация подпадает под обязательный аудит по валюте баланса не каждый год. Организация является субъектом малого предпринимательства. Налоговый учет в организации ведется отдельно в специальных регистрах и отличается от бухгалтерского. Временные разницы не считаются. Нужно ли организации в таком случае применять в обязательном порядке ПБУ 18/02? Каковы последствия неприменения ПБУ 18/02?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Если валюта баланса за 2019 год превышает 60 млн. руб., организация начиная с 2020 года обязана применять ПБУ 18/02.

Неприменение ПБУ 18/02 не приводит к искажению учета доходов и расходов, тем более в целях налогового учета. Вместе с тем не исключаем, что за нарушение правил бухгалтерского учета в связи с неприменением ПБУ 18/02 организация может быть привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ, а на ее должностных лиц наложен административный штраф по ст. 15.11 КоАП РФ.

Обоснование позиции:

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» предназначено для формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций и организаций государственного сектора) (п. 1 ПБУ 18/02)*(1).

ПБУ 18/02 могут не использовать организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ПБУ 18/02).

В свою очередь, в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ поименованы субъекты, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В частности, одной из причин утраты права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и упрощенную отчетность для МП является необходимость проведения обязательного аудита в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

Читайте также:  Правила проезда железнодорожного переезда!!!

Случаи, когда обязательный аудит бухгалтерской отчетности необходим, перечислены в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно п. 4 указанной части аудит обязаны проводить, в частности, организации, у которых сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб. (превышение по критерию валюты баланса).

Сводную информацию о том, в каких случаях должен проводиться обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, ежегодно публикует Минфин России. Например, 9 января 2020 года он опубликовал Информацию «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации)».

Как указано в п. 72 Информации, проведение аудита обязательно в случае, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.

То есть для целей проведения обязательного аудита за отчетный год значение имеют определенные финансовые показатели организации за год, предшествовавший отчетному. Так, если валюта баланса за 2019 год (на 31.12.2019) превышает 60 млн. руб., организация начиная с 2020 года теряет свои преимущества по упрощенным способам ведения бухучета и отчетности и у нее возникает обязанность применять ПБУ 18/02.

С 2021 года вступил в силу новый стандарт учета запасов ФСБУ 5/2019.

Перечень запасов расширен: теперь в него входит «незавершенка», а также недвижимость и нематериальные активы, приобретенные или созданные для перепродажи. Одновременно из запасов исключили малоценные основные средства.

Теперь бухгалтерам придется чаще использовать различные оценочные категории, например — обычная продажная цена, справедливая стоимость и т.п. Также в общем случае организации обязаны переоценивать запасы на каждую отчетную дату.

Но малые предприятия имеют право не применять ряд положений нового стандарта. Те из них, кто воспользуются этим правом в полном объеме, будут учитывать запасы почти по тем же правилам, что и ранее.

Микропредприятия могут вообще не применять новый стандарт и списывать все запасы в момент приобретения. Но такой вариант не всегда удобен из-за невозможности обеспечить контроль за ценностями и отклонений между бухгалтерским и налоговым учетом.

Льготы при применении отдельных ПБУ

Помимо того что организации могут не применять некоторые ПБУ в целом, для таких компаний есть льготы при применении норм иных стандартов бухгалтерского учета:

Наименование ПБУ

Норма ПБУ

От чего освобождается организация

1

2

3

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» Пункт 19 Вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.
ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» Подпункт 2 п. 9 Может исправлять любые ошибки в бухучете, выявленные после утверждения отчетности за год, в котором допущена ошибка, как несущественные.
То есть все ошибки будут исправляться за счет прочих доходов и расходов с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».
ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» Пункт 7 Может учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы.

Могут ли малые предприятия не применять ПБУ 18/02?

Если ваша фирма ведет или планирует вести несколько видов деятельности, определитесь, какие доходы считаются для нее поступлениями от обычных видов деятельности, а какие – прочими.

От этого зависит, на каком счете вы будете отражать полученные доходы – на счете 90 «Продажи» или 91 «Прочие доходы и расходы». Так, например, доходы от сдачи имущества в аренду могут быть отражены как на счете 90, так и на счете 91.

В учетной политике определите критерий, по которому тот или иной вид деятельности относится к обычным. Это можно сделать так:

<...>

2.1. Осуществляемый вид деятельности является обычным для организации, если поступления от него составляют не менее 5% от общей суммы вырубки, полученной за отчетный период.

<...>

По общему правилу выручка в бухгалтерском учете признается по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) независимо от фактического получения денежных средств от покупателей и заказчиков (п. 12 ПБУ 9/99).

Однако субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку кассовым методом (после поступления денежных средств от покупателей и заказчиков) (п. 12 ПБУ 9/99).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *