- Земельное право

Налог на прибыль организаций: сколько идет в бюджет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на прибыль организаций: сколько идет в бюджет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Доход — это поступления от основных видов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Доходом признается выручка предприятия от сторонних ресурсов. Такими источниками станут средства, полученные от арендованного имущества, предоставленных займов и пр.

Доходы, которые участвуют в расчёте налога

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.

Налог на прибыль в 2022 году

Налог на прибыль в 2022 году зависит от следующих моментов:

Момент

Комментарий

Объект

Финансовый результат произведенной деятельности (в т.ч. коммерческой) — разница между доходами и расходами

Налогооблагаемая база

Превышение доходов над расходами в денежном выражении

Налоговый период

Календарный год

Ставки

Стандартная ставка 20% (3% — в федеральный бюджет, 17% — в региональный бюджет)

Исчисление платежа

Регламентирован гл. 25 НК

Правила уплаты

Авансы — ежемесячно или ежеквартально

За год — по окончании отчетного квартала

Сроки уплаты

Авансы — 28-е число месяца, идущего после отчетного периода

За год — 28 марта года, идущего за прошедшим календарным годом

Сделаем анализ вашей 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

Как рассчитать налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций начисляется за год. Если представлять себе самую простую формулу, то она будет выглядеть так:

Налог = (Доходы − Расходы) × Налоговая ставка

Но считать придётся отдельно для налога, зачисляемого в региональный и федеральный бюджеты. Например, ваш годовой доход — 5 миллионов. Расходы составили 3,5 миллиона. Значит, вам придётся отдать 17% от 1,5 миллионов в казну субъекта и 3% — в федеральную.

Если для каких‑то доходов действуют другие ставки, сумма к уплате исчисляется отдельно. По ним нужно вести отдельный учёт доходов и расходов.

Но ещё есть авансовые платежи. Большинство организаций должны вносить их ежемесячно, хотя некоторым разрешается делать это ежеквартально. К исключениям относятся предприятия, у которых доходы за предыдущие четыре квартала не превышали 15 миллионов рублей за квартал, и некоторые другие компании.

Квартальные платежи рассчитывают из фактического дохода. Ежемесячные — из предполагаемого (на основании данных за предыдущий отчётный период). При этом компании, которые платят ежемесячные авансовые платежи, имеют право перейти на расчёты по фактически полученной прибыли.

Вот как считаются ежемесячные авансовые платежи:

  • В первом квартале они равны платежам, рассчитанным на четвёртый квартал предыдущего года.
  • Во втором квартале ежемесячный платёж составляет треть от суммы уплаченного аванса за первый квартал.
  • В третьем квартале — это треть от разницы аванса за полугодие и первый квартал.
  • В четвёртом квартале — треть от разницы аванса за 9 месяцев и полугодие.

Общая характеристика налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций является прямым федеральным налогом, взимаемым с коллективных субъектов (организаций), объектом обложения которым является главный экономический результат деятельности организаций всех форм собственности — прибыль. Российский налог на прибыль организаций является аналогом корпоративного налога за рубежом.

Налог на прибыль организаций является одним из самых значимых для бюджетной системы России. Несмотря на то, что этот налог является федеральным, наибольшее фискальное значение он имеет для региональных бюджетов, поскольку из базовой налоговой ставки в 20% в региональный бюджет зачисляется 18%, а в федеральный — всего 2%. Благодаря этому налог обеспечивает формирование доходов бюджета того субъекта Федерации, где расположена и осуществляет деятельность организация — налогоплательщик. Так, в 2017 г. налог на прибыль организаций составил около 31% налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Например, в консолидированном бюджете Воронежской области доля налога на прибыль в 2016 г. составила 17,2% от общего объема доходов.

Читайте также:  Новая форма декларации по УСН в 2023 году: бланк

Региональный налог на прибыль и ЕНС

Основная ставка налога в 2023 году составляет 20%, из которых львиную долю (17%) забирает региональный бюджет, оставляя 3% центру. Субъекты Федерации вправе снизить ставку с 17% до 12,5% при необходимости поддержать определенные отрасли или виды деятельности.

Даже если платеж внесен в составе ЕНП, в декларации указывают КБК налога для соответствующего бюджета.

Бюджет

КБК при уплате в составе ЕНП

КБК при уплате отдельной платежкой и указываемый в налоговой декларации

Федеральный

18201061201010000510

18210101011011000110

Региональный

18210101012011000110

Размер ставки налога на прибыль в Беларуси в 2021 году

Налог на прибыль в 2021 году может составлять от 0% до 25%. Основная ставка налога на прибыль на данный момент составляет 18% – именно столько платит большинство организаций. Но есть ряд исключений. Например:

  • 12% от прибыли платят предприятия по производству высокотехнологичных товаров, работ и услуг, включенных в список, утвержденный Президентом. Стоит обратить внимание, что сэкономленная на льготе сумма должна быть расходована на техническое переоснащение.
  • 10% от прибыли в бюджет должны отдать производства лазерно-оптической техники, но только при условии, что доля такой продукции составляет не менее половины стоимости объема производства.
  • 5% от прибыли платят члены БГУНТА от реализации информационных технологий и услуг по их разработке.
  • 25% от прибыли уплачивают страховые компании, МФО и банки.

Неучитываемые затраты

Перечень затрат, не учитываемых при налогообложении прибыли, определен в ст. 173 НК.

Обратите внимание!

Затраты, указанные в ст. 173 НК, и иные затраты, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством, не могут быть включены в состав внереализационных расходов, если иное не установлено Президентом РБ.

Льготы по налогу на прибыль

Льготы по налогу на прибыль предоставляются отдельным категориям плательщиков и предусмотрены (ст. 35 НК):

– НК;

– иными актами налогового законодательства;

– международными договорами РБ.

Налоговые льготы по налогу на прибыль устанавливаются в виде (п. 2 ст. 35 НК):

– освобождения от налога;

– дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога;

– пониженных ставок по сравнению с общеустановленными;

– возмещения суммы уплаченного налога;

– в ином виде, установленном Президентом РБ.

Плательщик вправе использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам) с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований (п. 4 ст. 35 НК).

Льготы по налогу на прибыль установлены ст. 181 НК. Вместе с тем отдельные вопросы налоговых льгот регулируются декретами и указами Президента РБ. В ряде случаев они носят индивидуальный характер.

Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль

Организации обязаны делать авансовые платежи по налогу на прибыль для равномерного наполнения бюджетов. Есть два способа:

  1. Ежеквартальная уплата авансов. Величину платежа исчисляют по фактически полученной выручке с начала года за вычетом ранее уплаченных авансов. Средства переводят в бюджет до 28 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
  2. Метод доступен компаниям, у которых в течение года средняя ежеквартальная выручка не превышает 15 миллионов рублей.

    Пример. Выручка организации по итогам третьего квартала накопленным итогом с начала года — 2 300 000 рублей, расходы — 1 400 000 рублей. За первый квартал организация уплатила 50 000 рублей, за второй — 60 000 рублей. Считаем аванс за третий квартал: ((2 300 000 – 1 400 000) х 20%) – 50 000 – 60 000 = 70 000 рублей.

  3. Ежемесячная уплата авансов. Есть два подвида: расчет аванса по платежу прошлого квартала или по фактическим результатам текущего месяца. Стандартно налоговая служба устанавливает первый вариант. Чтобы перейти на второй, в ИФНС по месту регистрации подают заявление в свободной форме. Аванс перечисляют до 28 числа месяца, следующего за отчётным.
  4. Если срок уплаты аванса выпадает на выходной или праздник, он смещается на ближайший рабочий день.

    Пример 1. Организация ежемесячно уплачивает авансы по исчисленному налогу за предыдущий квартал. За второй квартал заплатили 60 000 рублей. Тогда в июле, августе и сентябре необходимо перечислить в бюджет по 20 000 рублей.

    После окончания квартала определим величину аванса по фактическим результатам. Выручка за третий квартал — 1 200 000 рублей, расходы — 700 000 рублей. Считаем: (1 200 000 – 700 000) х 20% = 100 000 рублей. 60 000 рублей уже перечислили, поэтому доплата — 40 000 рублей. Доплачивать разницу обязаны все компании.

    Пример 2. Второй метод выбирают из-за простоты расчётов и отсутствия доплаты. Фирма определяет налоговую базу и считает величину авансового платежа. Допустим, доходы — 450 000 рублей, расходы — 250 000 рублей. Аванс: (450 000 – 250 000) х 20% = 40 000 рублей.

Проводки по налогу на прибыль

Продемонстрируем основные записи, которыми оперирует бухгалтер при учете налога на прибыль:

Операции

Дт

Кт

Начисление налога на прибыль или аванса по нему

99

68

Перечисление суммы налога

68

51

Если допущен убыток, то проводка начисления аванса корректируется методом СТОРНО

99

68

Основные аспекты бухгалтерского учета налога на прибыль

Все хозяйствующие субъекты за исключением тех, которые по соответствующим критериям могут быть отнесены к малому и среднему бизнесу, обязаны руководствоваться ПБУ 18/02.

Это обусловлено тем, что прибыль по данным бухгалтерского учета¸ зачастую, не совпадает с показателем, определяемым в налоговом учете.

Данное положение описывает методику приведения к тождеству налога на прибыль в системах бухгалтерского и налогового учета.

Для достижения этой цели ПБУ 18/02 устанавливается несколько понятий:

  1. Разницы, возникающие между данными о доходах и расходах в этих двух учетных системах:

    • Постоянные разницы (ПР) – появляются вследствие того, что какие-либо доходы и расходы принимаются в одном виде учета, но ни при каких обстоятельствах и ни в какие иные отчетные периоды не принимаются в другом. Как пример можно привести расходы, которые принимаются к налоговому учету в лимитированных суммах: расходы на рекламу, представительские расходы и т. д.
    • Временные разницы (ВР) – образуются по причине временных различий в принятии доходов и расходов к бухгалтерскому и налоговому учету. Например, неравными будут суммы амортизационных расходов, если использовать разные методы ее начисления.
  2. Активы и обязательства, которые должны быть показаны в бухгалтерском учете при возникновении ПР и ВР.

Читайте также:  Нижегородской области

Учет налоговых и неналоговых платежей при расчете налога на прибыль

Вид налога, сбора или иного платежа Учитывается или нет при расчете налога на прибыль
Налоги и сборы
Налог на прибыль Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)
НДС, предъявленный покупателю Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)
Акциз, предъявленный покупателю Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)
Налог на имущество Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Транспортный налог Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Земельный налог Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Водный налог Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Торговый сбор Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ)
Налог на игорный бизнес Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Государственная пошлина Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Сбор за пользование объектами животного мира Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Пени и штрафы по налогам и сборам Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)
Неналоговые платежи
Страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Страховые взносы в ФСС РФ на травматизм Да (подп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Пени и штрафы по страховым взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)
Пени и штрафы по страховым взносам на травматизм Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ)
Ввозные и вывозные таможенные пошлины Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (новый дорожный сбор с большегрузных автомобилей) Да (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Утилизационный сбор за автомобили Да (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки Да (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов Да (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ)
Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду сверх допустимых нормативов, но в пределах установленных лимитов Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)
Плата за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ)

Налоговая уплата при совмещении ОСНО и ЕНВД

В случае если компания использует ЕНВД и в течение года переходит к совмещению этого налогового режима с общей схемой налогообложения, у нее появляются обязанности по оплате налога на прибыль. В первый раз размер оплачиваемого налога на прибыль нужно просчитать и отразить в декларации по результатам квартала, когда были получены доходы, попадающие под общий режим налогообложения.

К примеру, если свои первые доходы компания получила в апреле, то они должны быть отмечены в декларации за первое полугодие, а первый платеж в виде аванса по налогу на прибыль необходимо перевести не позже 28 июля. Помимо этого, в декларации по налогу на прибыль фиксируются размеры денежных сумм помесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, которые должны быть перечислены в бюджет в следующем квартале. Эти суммы должны рассчитывать компании с доходами (полученными в рамках общей системы обложения налогами), превышающими ограничение, установленное п. 3 ст. 286 Налогового кодекса.

Комментарий к Ст. 50 Бюджетного кодекса РФ

В комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ перечислены основные составляющие налоговых доходов федерального бюджета:

1) федеральные налоги и сборы;

2) таможенные платежи;

3) государственная пошлина.

1. Федеральные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 Налогового кодекса РФ).

Перечень федеральных налогов и сборов содержится в статье 13 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ней к федеральным налогам и сборам отнесены:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально — сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Однако данная статья Налогового кодекса РФ с перечнем федеральных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» ). Таким образом, в настоящее время продолжает действовать статья 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в соответствии с которой перечень федеральных налогов и сборов составляют:

Читайте также:  Инструкция: как определить очередность платежа

———————————
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 1. Ст. 527.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3341.

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на операции с ценными бумагами;

6) таможенная пошлина;

7) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

8) налог на прибыль организаций;

9) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;

10) государственная пошлина;

11) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

12) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

13) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

14) налог на игорный бизнес;

15) плата за пользование водными объектами;

16) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

17) налог на добычу полезных ископаемых.

Ставки федеральных налогов и сборов определяются налоговым законодательством Российской Федерации. Пропорции распределения федеральных налогов и сборов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

———————————
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения) (ст. 53 Налогового кодекса РФ).

2. Таможенные платежи — таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации (п. 18 ст. 18 Таможенного кодекса РФ).

Перечень таможенных платежей приводится в статье 110 Таможенного кодекса РФ:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

Следует обратить внимание, что перечень таможенных платежей, приведенный в статье 110 Таможенного кодекса РФ, является закрытым. Это приводит к возникновению ряда юридических коллизий (например, когда ведомственными актами ГТК России устанавливаются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами, которые не содержатся в перечне таможенных платежей в статье 110 Таможенного кодекса РФ).

В настоящий момент таможенные органы взимают ряд платежей, не предусмотренных в статье 110 Таможенного кодекса РФ: таможенные платежи, уплачиваемые по единой ставке таможенных пошлин и налогов (п. 2.1 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации) , сбор за включение банков и иных организаций в реестр ГТК России (п. 3.6 Правил ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами) и др.

———————————
Утверждены Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 814.

Утверждены Приказом ГТК России от 24 апреля 2000 г. N 341.

Попытка сделать перечень таможенных платежей открытым была предпринята с принятием Временной инструкции о взимании таможенных платежей (приложение к письму ГТК России от 8 июня 1995 г. N 01-20/8107). Однако в настоящий момент этот акт не применяется в связи с признанием его недействующим (не подлежащим применению) решением Верховного Суда РФ от 18 февраля 1999 г. N ГКПИ 99-58.

Перечисленные в комментируемой статье платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу либо в других случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.

Современная таможенная практика демонстрирует тенденцию к расширительному толкованию понятия таможенных платежей. К последним относят не только таможенные платежи в смысле статей 18 и 110 Таможенного кодекса РФ, но и любые иные платежи, предусмотренные таможенным законодательством. Последнее понятие является более широким и включает как собственно таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.

Перечень платежей, которые современная таможенная практика относит к таможенным платежам, содержится в приложении N 15 к Приказу ГТК России от 25 декабря 1996 г. N 774 «О классификаторах и списках нормативно — справочной информации, используемых для таможенных целей» .

———————————
Таможенные ведомости. 1997. N 2.

Следует также обратить внимание на то, что действующее налоговое законодательство не оперирует понятием «таможенные платежи». Вместо него в Налоговом кодексе РФ используются: «таможенная пошлина и таможенные сборы», «НДС (акциз) на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *