Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия по старости для госслужащих: особенности и преимущества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того чтобы получить пенсию по старости для госслужащих, необходимо иметь определенный страховой стаж. Это означает, что госслужащий должен отработать определенное количество лет на государственной службе.
Как получить пенсию по старости для госслужащих
Кроме того, для расчета пенсии по пенсионному возрасту госслужащему нужно знать величину коэффициента, который зависит от стажа работы. Чем больше стаж, тем выше коэффициент, и соответственно, пенсия будет выше.
Какой пенсионный возраст выхода на пенсию для госслужащих? В соответствии с законодательством, пенсионный возраст для госслужащих составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Однако, существуют исключения, и возраст выхода на пенсию может быть изменен в зависимости от определенных условий и категории госслужащих.
Определение индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК)
Один из ключевых аспектов определения пенсии по старости для госслужащих — это индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), который используется для расчета пенсионных накоплений. ИПК вычисляется на основе таких факторов, как общий стаж работы и возраст выхода на пенсию.
Для определения ИПК госслужащего необходимо учесть его общий стаж работы, начиная с того момента, когда он начал работать в государственных органах. Кроме того, важным фактором является возраст выхода на пенсию. При этом, в случае, если госслужащий вышел на пенсию в установленный возраст, ему полагается определенный коэффициент, который будет влиять на размер его пенсии.
ИПК является частью страховой части пенсии и рассчитывается в соответствии с формулой, установленной законодательством. Какой именно коэффициент применится в каждом конкретном случае зависит от длительности и качества работы госслужащего.
Определение индивидуального пенсионного коэффициента является важным шагом при расчете пенсии по старости для госслужащих. Данный коэффициент учитывает стаж работы и возраст выхода на пенсию, определяя размер пенсии, которую будет получать госслужащий в период пожилого возраста.
Программа выхода на пенсию в 2023 году.
Пенсионная реформа в России привела к изменению графика выхода на пенсию. Каждый год устанавливается определенный возраст, по достижении которого граждане имеют право на пенсию; таблица выхода на пенсию по годам рождения на 2023 год содержит информацию о возрасте, необходимом для назначения пенсии.
Что касается изменений, связанных с реформой пенсионного обеспечения, то они заключаются в постепенном увеличении пенсионного возраста для мужчин и женщин. Это означает, что для выхода на пенсию гражданам потребуется достичь более старшего возраста, чем раньше.
В таблице выхода на пенсию в 2023 году можно найти возраст выхода на пенсию в зависимости от года рождения. На его основе определяются правила, которым должны следовать граждане, чтобы получать пенсию по достижении определенного возраста.
Таким образом, реформа пенсионной системы России в 2023 году вызвала необходимость изменения графика выхода на пенсию и соблюдения новых правил пенсионного обеспечения.
Изменения для преподавателей и работников сферы медицины
Пенсионная реформа в России, вступившая в силу в 2019 году, внесла ряд изменений в пенсионную систему, которые особенно затронули учителей и работников в области медицины. Что именно изменила пенсионная реформа для представителей этих профессий?
Учителя и медицинские работники были одной из категорий работников, которым предоставлялись некоторые льготы в связи с тяжелыми условиями труда. Однако с введением пенсионной реформы эти льготы постепенно отменяются.
По новым правилам медицинские работники и учителя выходят на пенсию по общему возрасту, установленному для всех граждан. Ранее работники этих категорий могли выходить на пенсию на пять лет раньше общеустановленного возраста.
Таким образом, пенсионная реформа отменила льготный досрочный выход на пенсию для учителей и медработников. Теперь они выходят на пенсию в соответствии с общими правилами и возрастными требованиями, установленными для всех граждан России.
Как рассчитать выплаты по новому закону? Сколько будет пенсия по выслуге лет?
Чтобы понять, сколько вам будут платить нужно знать среднемесячную зарплату. Для ее вычисления поможет формула:
(L/12)х 45%,
где:
L – суммарный годовой заработок.
12 – число месяцев в году.
Число, полученное в скобках (средняя зарплата в месяц) умножается на процент, который зависит от стажа работы.
Так,
- при 20-летний стаж – это стандартные 45%,
- при стаже в 21 год – 48%,
- при стаже в 22 года – 51 % и т. д., прибавляя по 3% за год, но не более 75; в целом.
Индексации и перерасчеты пенсии госслужащим в 2020 году
На данный момент пенсия начисляется в размере 45% от среднего заработка, если человек соответствует критериям. За переработку в 3 года добавляется еще 3% от заработной платы.
При расчете оплаты в 2020 году не включаются отпуска без сохранения заработной платы, по беременности и родам, а также разные выплаты по уходу за несовершеннолетним. Сумма пособий, рассчитанные для получения в представленный период, также не учитываются при окончательном подсчете. Не учитываются и денежные средства, которые оплачивались на основании больничного листа.
Индексация коснулась пенсии прокуроров, судей и иных госслужащих. Поскольку пенсионное обеспечение бывших сотрудников не росло, то было принято решение индексировать пенсию ежегодно – изначально в 2019 году на 4%, теперь еще и в 2020 году на аналогичный показатель.
Планируется повышение еще на 4% в 2021 году. Пока дальнейшая инициатива получила поддержку вышестоящего руководства.
Пенсия судей также будет пересмотрена. Планируется увеличить заработную плату на 30%, но все будет зависеть от стажа.
Получение пенсионного обеспечения трудового типа для муниципальных служащих не отличается от общепринятого порядка. Соответствуя базовым требованиям, чиновник может получать страховую пенсию, дорабатывая необходимый ему муниципальный стаж. Таблица показывает, условия назначения разных видов гособеспечения, согласно Закона № 400-ФЗ:
Виды страховой пенсии |
Условия предоставления |
По старости |
Одновременное соответствие указанным требованиям (указаны данные для 2019 года, в дальнейшем будет их увеличение до установленного законом предела):
|
По инвалидности |
Назначается при получении работником инвалидности I, II или III группы (вне зависимости от причин). Непременным условием назначения является наличие страхового стажа (при его полном отсутствии назначается социальная пенсия). |
На страховое пенсионное обеспечение служащих местных органов власти распространяется требование Закона № 400-ФЗ об обязательной индексации. Ежегодно величина выплат приравнивается к коэффициенту инфляции за II квартал предшествующего года, так 1.01.2018 этот вид государственных пособий повысился на 3,7%.
Особенности реформы пенсии муниципальных служащих
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400 от 28.12.2013 года, уйти на заслуженный отдых по старости муниципальные сотрудники ранее могли:
- после 55 лет (для женской половины населения);
- после 60 лет (для мужской половины населения).
В связи с принятыми изменениями к российскому законодательству, с прошлого года данный возраст стал повышаться ежегодно на полгода. При этом служащие сохранили за собой право выйти на пенсию досрочно, если имеют соответствующий стаж.
Ниже представлена таблица, демонстрирующая поэтапное повышение пенсионного возраста данной категории работников.
Год, в котором возникает право ухода на отдых |
Возраст, при достижении которого гражданин получает пенсионные выплаты |
|
для мужчин |
для женщин |
|
2017 |
60 лет + полгода |
55 лет + полгода |
2018 |
60 лет + 1 год |
55 лет + 1 год |
2019 |
60 лет + 1,5 года |
55 лет + 1,5 года |
2020 |
60 лет + 2 года |
55 лет + 2 года |
2021 |
60 лет + 2,5 года |
55 лет + 2,5 года |
2022 |
60 лет + 3 года |
55 лет + 3 года |
2023 |
60 лет + 3,5 года |
55 лет + 3,5 года |
2024 |
60 лет + 4 года |
55 лет + 4 года |
2025 |
60 лет + 4,5 года |
55 лет + 4,5 года |
2026 |
60 лет + 5 лет |
55 лет + 5 лет |
2027 |
55 лет + 5,5 лет |
|
2028 |
55 лет + 6 лет |
|
2029 |
55 лет + 6,5 лет |
|
2030 |
55 лет + 7 лет |
|
2031 |
55 лет + 7,5 лет |
|
2032 и далее |
55 лет + 8 лет |
Не преждевременно ли повышение пенсионного возраста?
Согласно данным на конец прошлого года, средняя ожидаемая продолжительность жизни населения страны составляла всего 72,2 года (при этом показатели для женщин достигли 77,6 лет, а для мужской половины населения – 67,5 лет). При этом отдельные регионы и вовсе не отличаются долголетием.
К примеру, мужчины в Республике Тыва, Чукотском АО и Еврейской АО в настоящий момент не доживают до выхода на заслуженный отдых.
С учётом повышения пенсионного возраста до 65 лет другие регионы тоже пополнят список по низкой продолжительности жизни.
Речь идёт об Амурской области, Ненецком АО, Забайкальском крае, Республике Алтай и других районах, где в среднем мужская половина населения доживает до 60–62 лет.
Несмотря на заверения экспертов об увеличении продолжительности и качества жизни, на практике правительству требуется разработать схему мероприятий для достижения долголетия среди жителей России.
В настоящий момент данные меры не были приняты, однако Президент РФ сообщил о намерении реализовать эту цель.
Пенсия госслужащим в 2022 году
Дополнительной социальной гарантией для государственных служащих является право на получение пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим.
Пенсия государственным служащим – это выплата, назначаемая государственным гражданкам служащим (федеральным, муниципальным служащим), при условии наличия минимального стажа государственной службы и достижении возраста, дающего право на получение пенсии.
Госслужащие в соответствии с действующим законодательством имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Федеральным закон N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
К федеральным государственным гражданским служащим относятся граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих.
Кто из госслужащих имеет право на пенсию по выслуге лет
В федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие поэтапное увеличение с 1 января 2017 года минимального стажа гражданской службы, дающей право на пенсию за выслугу лет с 15 до 20 лет и увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, и 63 года — для женщин.
Изначально предполагалось, что такие изменения начнут применяться с 1 июля 2016 года, а выход на пенсию будет в 65 лет как для женщин, так и для мужчин (законопроект № 918468-6). Но во втором чтении (22.04.2016) в законопроект внесены изменения в части вступления в силу закона с 2017 года и уменьшения возраста, дающего права на получение пенсии гос. службы для женщин — с 63 лет. В такой редакции Закон о повышении пенсии государственным служащим принят Государственной Думой РФ 11 мая 2016 года в третьем, окончательном чтении.
Минимальный стаж госслужбы для назначения пенсии в 2022 году — 18 лет.
Так, в 2018 году минимальный стаж для назначения пенсии составлял 16 лет, в 2019 г. – 16,5 лет, в 2020 году — 17 лет, в 2021 году — 17,5 лет и т.д. до 2026 года (20 лет) — см. таблицу ниже.
Год назначения пенсии за выслугу лет
Стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году
15 лет 6 месяцев
16 лет 6 месяцев
17 лет 6 месяцев
18 лет 6 месяцев
19 лет 6 месяцев
2026 и последующие годы
Одновременно с увеличением требований к минимальному стажу госслужбы увеличены и требования к возрасту госслужащих, по достижении которого им назначается страховая пенсия по старости.
Необходимо учесть, что право на получение пенсия за выслугу лет у государственных служащих возникает при установлении страховой пенсии по старости либо при получении страховая пенсия по инвалидности.
Так, в 2017 году возраст получения пенсии госслужащими для женщин составлял 55,5 лет; для мужчин – 60,5 лет;
- В 2018 г. для женщин – 56 лет, для мужчин 61 год;
- В 2019 году — для женщин в 56,5 лет, для мужчин в 61,5 лет;
- В 2020 году — для женщин – 57 лет, для мужчин 62 года;
- В 2021 году — для женщин — 57,5 лет, для мужчин 62,5 лет.
И т.д. до достижения 65 лет (см. таблицу ниже).
Повышение возраста выхода на пенсию для муниципальных служащих началось в 2017 году. До 2021 года повышение возраста составляет по полгода в год, далее темп синхронизируется с общим повышением пенсионного возраста в стране и растет по году. В итоге мужчины-госслужащие к 2028 году будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины-госслужащие с 2034 года – в 63 года.
Возраст выхода на пенсию для госслужащих можно узнать из графика (таблицы) ниже.
Закон о повышении пенсионного возраста для госслужащих
11 мая 2016 года был принят, предложенный единоросом Валерием Трапезниковым, закон, на основании которого будет произведено постепенное увеличение пенсионного возраста госслужащих для женщин до 63 лет и до 65 для мужчин.
В действие закон от 23.05.2016 года №143-ФЗ вступил с 1 января 2017 года. Он предполагает увеличение пенсионного возраста ежегодно на шесть месяцев в период с 2017 по 2020 г., а затем с 2021 года ежегодно на год. Для мужчин окончательные нормативы будут установлены с 2023 года, а женщин — с 2026.
Так же изменился срок выслуги для получения пенсии: если ранее он составлял 15 лет, то теперь госслужащим необходимо будет отработать 20 лет. Минимальный стаж по выслуге лет, как и пенсионный возраст, так же будет повышаться постепенно и достигнет окончательного повышения к 2026 году.
Данный закон увеличивает и срок исполнения обязанностей для депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации для начисления надбавки по выслуге лет, теперь он составит 5 лет вместо ранее установленного года.
Какие имеются единовременные пособия и доплаты
Региональные власти уполномочены на увеличение федерального пенсионного обеспечения утверждением дополнительных пособий для сотрудников местного управления.
Увеличение размера пенсии |
Единовременное выходное пособие |
Случается при повышении материального довольствия местного чиновника. Кроме того, страховая часть пенсии должна индексироваться ежегодно на величину фактической инфляции за прошлый год (каждое 1 февраля). Плюс, увеличиться пенсия может при подорожании «пенсионного балла» (каждое 1 апреля). |
Выплачивается в зависимости от величины нынешней заработной платы чиновника, которая действовала на момент ухода с работы, а также от региональных особенностей выплаты и служебного стажа. |
- Стаж
муниципальной службы —
это
трудовой
стаж, представляющий собой суммарную
(общую) продолжительность работы
(службы) руководящих работников и
специалистов на должностях в органах
местного самоуправления, в государственных
органах, а также иных периодов
деятельности, периодов времени,
учитываемых в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством
субъекта РФ. - Стаж муниципальной
службы муниципальных служащих является
основанием для: - — замещения
соответствующей муниципальной должности; - — присвоения
квалификационного разряда (классного
чина). Кроме того, стаж дает право на: - а) получение
ежемесячной надбавки к должностному
окладу за выслугу лет; - б) предоставление
ежегодного дополнительного оплачиваемого
отпуска за выслугу лет; - в) выплату
единовременного денежного вознаграждения
(премии) при выходе на государственную
пенсию; - г) ежемесячную
доплату к государственной пенсии; - д) иные социальные
льготы и гарантии, предусмотренные для
муниципальных служащих законодательством
субъекта Российской Федерации. - Правовую основу
для исчисления стажа муниципальной
службы составляют: - — Конституция
Российской Федерации; - — Федеральный
закон «О муниципальной службе в Российской
Федерации»; - — законодательство
субъектов Российской Федерации о
муниципальной службе; - — иное законодательство
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. - Исчисление стажа
муниципальной службы муниципальных
служащих основывается на принципах: - — законности;
- — единства основных
требований, предъявляемых к муниципальной
службе и должностям, с учетом предъявляемых
к ним квалификационных требований. - По общему правилу,
в стаж муниципальной службы муниципального
служащего включается время работы: - 1) на муниципальных
должностях муниципальной службы; - 2) на выборных
муниципальных должностях; - 3) на выборных
государственных должностях; - 4) на государственных
должностях государственной службы; - 5) периоды работы
(службы) на других должностях, подлежащие
включению в стаж работы (службы)
муниципального служащего; - 6) иные периоды
трудовой деятельности муниципального
служащего, опыт и знания по которым
необходимы для выполнения должностных
обязанностей по замещаемой должности
муниципальной службы, включаемые в
стаж муниципальной службы в порядке,
установленном федеральным законодательством
и законодательства субъекта Российской
Федерации. - В стаж муниципальной
службы могут включаться периоды работы
(службы) на руководящих должностях и
должностях научных работников в
государственных и муниципальных
производственных, научных и учебных
организациях, опыт и знания по которым
необходимы для выполнения должностных
обязанностей муниципального служащего. - Стаж муниципальной
службы муниципального служащего
приравнивается к стажу государственной
службы государственного служащего. - Включение в стаж
муниципальной службы иных периодов
трудовой деятельности осуществляется
в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством
субъекта Российской Федерации. - По общему правилу,
в стаж муниципальной службы не включается
работа в государственных органах,
связанная с их техническим и
материально-хозяйственным обслуживанием
и обеспечением, а также периоды работы
в профкомах на предприятиях, в
организациях и учреждениях. - Порядок
исчисления стажа замещения муниципальных
должностей, а также зачеты в этот
стаж периодов замещения иных должностей
определяются нормативными правовыми
актами муниципального образования
в соответствии с федеральным
законодательством
и законами субъектов Российской
Федерации.
Периоды, засчитываемые
в стаж муниципальной службы, суммируются
независимо от наличия и продолжительности
перерывов в службе (работе) или иной
деятельности. При этом испытательный
срок также засчитывается в стаж
муниципальной службы.
Стаж муниципальной
службы исчисляется в календарном порядке
(в годах, месяцах, днях). Он устанавливается
по представлению кадровой службы
соответствующим должностным лицом
органа местного самоуправления,
обладающим правом приема и увольнения
на муниципальную службу.
- Основным документом
по определению стажа муниципальной
службы является трудовая книжка. При
отсутствии трудовой книжки, а также
в случаях, когда в трудовой книжке
содержатся неправильные или неточные
записи либо не содержатся записи об
отдельных периодах деятельности, такими
документами являются: - — справки с места
службы (работы); - — справки из
архивных учреждений; - — выписки из
приказов, подтверждающих трудовой стаж; - — выписки из других
документов, подтверждающих трудовой
стаж; - — военный билет;
- — справки военных
комиссариатов в подтверждение стажа
военной службы. - Стаж устанавливается
приказом (распоряжением) соответствующего
должностного лица органа местного
самоуправления, обладающего правом
приема и увольнения на муниципальную
службу.
Выписка из приказа
об установлении стажа муниципальной
службы приобщается к личному делу
муниципального служащего, стаж
которого устанавливается. Копия выписки
выдается муниципальному служащему.
Ответственность
за правильность установления стажа
муниципальной службы возлагается
на соответствующее должностное лицо
органа местного самоуправления,
обладающее правом приема и увольнения
на муниципальную службу в соответствии
с федеральным законодательством,
законодательством субъектов Российской
Федерации, нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления.
Контроль за
правильностью исчисления стажа
муниципальной службы возлагается
на комиссии по исчислению стажа
муниципальной службы (трудового
стажа).
В случае несогласия
муниципального служащего с решением
соответствующего должностного лица
органа местного самоуправления по
установлению стажа муниципальной службы
спор разрешается в порядке, установленном
законодательством Российской
Федерации.
Муниципальные служащие
вправе обратиться в комиссию по
установлению стажа муниципальной
службы муниципальных служащих.
Муниципальные служащие также вправе
обратиться в суд для разрешения спора
в порядке, установленном законодательством
о гражданском судопроизводстве,
независимо от обращения в комиссию.
- Основными задачами
работы комиссии по установлению стажа
муниципальной службы муниципальных
служащих являются следующие
направления: - — рассмотрение
спорных вопросов, связанных с включением
в стаж работы муниципальных служащих
различных периодов их трудовой
деятельности; - — рассмотрение
иных вопросов, связанных с определением
стажа муниципальной службы. - В своей деятельности
комиссия руководствуется Конституцией
РФ, федеральными законами и нормативными
правовыми актами, законами и нормативными
правовыми актами субъекта Российской
Федерации, уставом муниципального
образования, иными нормативными правовыми
актами муниципального образования.
Комиссия является
постоянно действующим органом. Состав
комиссии, а также кандидатуры ее
председателя и заместителя утверждаются
распоряжением руководителя органа
местного самоуправления. В состав
комиссии входят:
- — председатель;
- — заместитель
председателя; - — секретарь;
- — члены комиссии.
- На заседание
комиссии могут быть приглашены
представители органов государственной
власти субъекта Российской Федерации,
руководители кадровых служб, профсоюзных
органов, юристы, высококвалифицированные
специалисты. - Основной формой
работы комиссии является заседание,
которое проводится по мере необходимости,
но обычно не реже одного раза в три
месяца. - Для разрешения
спорных вопросов в установлении стажа
муниципальной службы муниципальному
служащему необходимо письменно обратиться
с соответствующим заявлением на имя
председателя комиссии. - К заявлению
прилагаются документы, необходимые для
правильного разрешения вопроса, либо
надлежаще заверенные копии таких
документов. - Комиссия вправе
предложить заявителю представить
дополнительные документы, а также
иные сведения, необходимые для принятия
решения. - Заседание комиссии
правомочно, если на нем присутствует
более половины ее членов.
Нынешние реалии и недовольства
Пенсионная система России по сей день остается в шатком положении и требует глобальных перемен. Уязвимы следующие стороны:
- ПФР констатирует наличие дефицита и указывает на необходимость финансовой поддержки со стороны государства;
- Усматривается сокращение доходов пенсионеров, которое негативно влияет на уровень их жизни (ранее высокая стоимость барреля нефти обеспечивала финансирование социальной сферы, а после наступления кризиса, уменьшения экспортных доходов, введения международных санкций проявилась диспропорция);
- Для обеспечения баланса аккумулированных пенсионных резервов и устранения разрыва между «дебетом и кредитом» необходимо развитие и изменение пенсионной модели;
- Сегодняшний дефицит бюджета ПФР покрывается за счет средств из объемов накопительной части пенсии (что может в последующем привести к срыву модели социального обеспечения);
- Как указывают аналитики, изменения в порядке назначения пенсии для муниципальных служащих являются тестовыми, чтобы в последующем применить их в масштабе всей страны, в том числе и на рядовых граждан.
Существующее недовольство по вопросу пенсии муниципальных служащих заключается в таких аспектах, как:
- По статистическим данным средняя продолжительность жизни российских граждан остается в рамках одного показателя, в то время, как пенсионный возраст увеличивается несоразмерными темпами;
- Увеличение предельного возраста пребывания на государственной (муниципальной) службе указывает на развитие геронтократии под прикрытием сохранения ценных кадров. Именно «власть старейших» вызывает статику мышления, не позволяет выстраивать гибкую систему и привносить глобальные перемены, о которых давно говорят.
Ошибки при исчислении доходов
Ошибка №1. Многие думают, что средний доход может быть посчитан в любом объеме, но есть установленные законом ограничения. Средний заработок за месяц не может быть более 2,8 должностного оклада или 0,8 денежного вознаграждения.
Ошибка №2. Неправильно думать, что пенсионное обеспечение госслужащего стоит отдельно от основной пенсии, так как получить пенсию по госслужбе возможно только с основной пенсией, положенной конкретному физлицу. На основании какой-либо из причин присваивается пенсия, а именно:
- утрата единственного кормильца;
- наступление возраста выхода на заслуженный отдых;
- инвалидность в зависимости от присвоенной группы и прочее.