- Страхование

Права на лодку в РФ 2023. Когда нужны? Где и как получить?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права на лодку в РФ 2023. Когда нужны? Где и как получить?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В 2023 году вступают в силу новые правила регистрации лодок и моторов Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Владельцам судов необходимо ознакомиться с требованиями и выполнить все необходимые процедуры для правильной регистрации.

Как исключить судно из реестра маломерных судов

«Вывести» лодку из Реестра будет теперь сложнее — это обратная сторона новшеств 2022. Для этого потребуется основания, которых прописано всего три. При чем, они должны быть подтверждены документом.

В зависимости от обстоятельств теперь требуется предоставить:

  1. документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;
  2. таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;
  3. свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.

В 2023 году ГИМС вводит обязательную маркировку для всех зарегистрированных лодок. Это необходимо для установления идентификационных характеристик каждой лодки, что упрощает процесс идентификации в случае потери, кражи или других правонарушений.

Маркировка лодок включает следующие элементы:

  1. Регистрационный номер: каждая лодка получит уникальный регистрационный номер, который будет присваиваться владельцу при регистрации. Номер должен быть видимым и долговечным на лодке, обычно наносится на нос, корму или борта, чтобы его можно было легко прочитать.

  2. Информационные этикетки: на лодку должны быть нанесены информационные этикетки с основными характеристиками лодки, такими как ее максимальная грузоподъемность, количество пассажиров, максимальная скорость и другие данные, важные для безопасности. Эти этикетки могут быть размещены на видных местах, например на бортах или в кабине лодки.

  3. Отличительные знаки мотора: если на лодке установлен мотор, то на моторе должны быть видимые отличительные знаки. Это может быть пластиковая эмблема, этикетка или другой способ маркировки, который указывает на принадлежность мотора к данной лодке.

Маркировка лодок является обязательным требованием ГИМС, и невыполнение этого требования может повлечь штрафы или другие административные санкции. Поэтому владельцам лодок необходимо внимательно ознакомиться с требованиями по маркировке и выполнить их в установленные сроки.

Оплата регистрации лодки и мотора осуществляется в соответствии с установленным порядком. Важно учесть, что порядок оплаты может отличаться в зависимости от юридического статуса заявителя:

  • Для физических лиц:
  1. Заявитель должен заполнить специальную анкету, в которой указываются все необходимые сведения о лодке и моторе.
  2. На основании заполненной анкеты, заявитель получает квитанцию с указанием суммы оплаты.
  3. Оплату можно произвести в любом банке, заполнив платежное поручение с указанием реквизитов получателя.
  4. После оплаты, заявитель должен представить квитанцию о выполненном платеже в ГИМС для подтверждения регистрации.
  • Для юридических лиц:
    1. Заявитель должен предоставить соответствующие документы, подтверждающие его юридический статус и право собственности на лодку и мотор.
    2. На основании предоставленных документов, ГИМС выставляет счет на оплату.
    3. Оплату можно произвести банковским переводом или через электронные платежные системы с указанием номера счета.
    4. После оплаты, заявитель должен представить подтверждение об оплате в ГИМС для завершения процедуры регистрации.

    В случае неправильного заполнения анкеты или неперечисления оплаты в установленные сроки, регистрация может быть отклонена. Для успешной регистрации лодки и мотора, следует внимательно ознакомиться с требованиями и порядком оплаты, указанными ГИМС.

    Комментарий к ст. 16 КВВТ РФ

    1. Пункт 1 комментируемой статьи конкретизирует для речных судов общую обязанность собственника судна осуществлять его государственную регистрацию. Аналогичная обязанность предусмотрена в ст. 33 КТМ, ст. 3 Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» в отношении других видов судов.

    В соответствии с положениями п. 3 ст. 16 комментируемого Кодекса государственной регистрацией судна и прав на него следует признавать акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

    Считается общепризнанным, что только факт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (недвижимым имуществом в данном случае выступает и речное судно) порождает изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов правоотношений.

    Читайте также:  Какие льготы положены работникам Крайнего Севера

    В этой связи акт государственной регистрации судна следует считать правоустанавливающим правовым актом. Это обусловлено тем обстоятельством, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являясь правоустанавливающей деятельностью уполномоченных органов исполнительной власти, подтверждает и права на такое имущество, и производимые с ним сделки.

    Кроме этого, следует отметить, что указанная деятельность выражается в действиях специального уполномоченного государственного органа исполнительной власти или уполномоченной им организации, то есть представляет собой административный (позитивно-управленческий) процесс по реализации функции государственного управления.

    Вышеизложенное позволяет признать, что государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует воспринимать как правовой административный акт ненормативного характера и индивидуальной направленности, имеющий правоустанавливающую силу.

    2. В соответствии с требованиями комментируемой нормы государственной регистрации подлежат суда, которые являются самоходными или несамоходными плавучими сооружениями, предназначенными для использования в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река — море) плавания, паромы, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода.

    Административно-правовые отношения по государственной регистрации судна и прав на него возникают между:

    1) собственником судна, судовладельцем, юридическими и физическими лицами, реализующими вещные права на судно на любом законном основании, в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления, судебным приставом, лизингодателем, кредитором, доверительным управляющим, с одной стороны;

    2) регистрирующим органом, с другой стороны (о регистрирующих органах см. п. 8 комментария к настоящей статье и комментарий к ст. 17).

    В соответствии с комментируемой статьей собственник должен зарегистрировать свое судно в одном из нижеперечисленных реестров судов:

    — Государственный судовой реестр. В нем содержится информация о существующих и прекращенных правах на судно, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. В государственный судовой реестр включается информация только о судах, находящихся в собственности российских лиц.

    Пример: акционерная компания «Оушн Тролерс Интернэшнл Лимитед» («Ocean Trawlers International Limited», Гонконг) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к ООО «САХАЛИНИНВЕСТМОРЕ» о признании права собственности на судно — МПБ «Дальмос» и истребовании его из чужого незаконного владения.

    Иск был обоснован тем, что указанное судно приобретено (оставлено) за собой компанией, являющейся залогодержателем судна по договору ипотеки, в силу п. 5 ст. 58 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Это является основанием возникновения права собственности компании на судно и его истребования у ответчика.

    Дело рассматривалось арбитражными судами в нескольких инстанциях. Апелляционный суд, сославшись на положения п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 131 ГК, пришел к выводу о том, что, поскольку право собственности истца на судно не зарегистрировано в Государственном судовом реестре, оно не возникло у истца и не может быть признано за ним. Отказывая в удовлетворении требования об истребовании спорного судна из незаконного владения, апелляционный суд исходил из отсутствия доказательств наличия у истца права собственности на МПБ «Дальмос», находящегося во владении ответчика.

    Суд кассационной инстанции посчитал указанный вывод апелляционного суда ошибочным, сделанным без учета того, что истец является иностранным юридическим лицом, право собственности которого на спорное судно не может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре, так как включению в указанный реестр подлежат суда, обладающие правом плавания под Государственным флагом РФ. Правом плавания под Государственным флагом РФ обладают только суда, находящиеся в собственности российских лиц. Переход права собственности на судно к иностранному лицу влечет за собой исключение судна из Государственного судового реестра РФ.

    Требования к спасжилетам по ГОСТ

    С 1 мая 2020 года вступили в силу новые требования к спасжилетам по ГОСТ Р 58108-2019. Автоматически был отменен предыдущий ГОСТ Р 58108-2018. По новым правилам утверждены следующие типы спасательных жилетов, разделенные по уровню плавучести: УП-50, УП-100, УП-150.

    • УП-50 – страховочные плавательные средства, которые можно применять не дальше, чем 500 м от берега, в водоемах, где высота волны менее 0,25 м.
    • УП-100 – спасательные средства для использования во внутренних водных путях или в море не дальше 12 миль от берега. При этом есть ограничения по высоте волны – она не должна превышать 2 м.
    • УП-150 – подходят для морских районов плавания.

    Основные требования к спасжилетам по ГОСТ:

    • Жилет должен иметь светоотражающие элементы, расположенные на надводной части спасательного средства. При этом они должны располагаться так, чтобы их было видно сверху и со всех сторон вокруг.
    • Надводная видимая часть спасательного средства должна быть заметна издалека. Для этого жилет изготавливают из материалов ярких расцветок – оранжевого или ярко-красного.
    • Спасжилеты должны быть оснащены паховым ремнем.
    Читайте также:  Универсальное пособие на детей с 2023 года: что меняется

    Административные проступки

    Отсутствие на судне документов, требуемых для проверки инспекторами ГИМС, влечет за собой получение предупреждения или оформление штрафа в размере 100 рублей. Поэтому всегда возите с собой водительские права, судовой билет и свидетельство о праве собственности (или доверенность).

    Штрафом в размере от 300 до 500 рублей караются мелкие правонарушения, в числе которых:

    • опасное маневрирование;
    • превышение скорости;
    • несоблюдение правил плавания;
    • игнорирование навигационных знаков;
    • остановка в запрещенных для стоянки местах;
    • невыполнение требований по использованию звуковых и световых сигналов.

    Далее ставка штрафных санкций повышается от 500 до 1000 рублей. К этой категории относятся такие нарушения, как необоснованное отсутствие технического освидетельствование и неправильное нанесение бортовых номеров. В пределах этих же сумм карается управление маломерным судном без регистрации, отсутствие судоводительских прав, переоборудование лодки или катера без полученного разрешения от надзорных органов ГИМС МЧС.

    Есть повод оштрафовать?

    Заместитель директора заповедника «Ростовский» Александр Липкович по роду своей деятельности знаком со многими рыбаками, и, по его мнению, ужесточение правил – еще один повод собрать побольше штрафов.

    «Не понимаю, зачем спасжилет, если ты рыбачишь на мелководье? Рыбаки-любители сейчас и так запуганы разными штрафными санкциями из-за нового закона по рыболовству, который запрещает ловить «недомерков». Получается, чтобы избежать штрафных санкций, каждую рыбину теперь нужно измерять линейкой», – сетует Александр Липкович.

    Надо сказать, что ограничения коснутся не только рыбаков. Владельцам прогулочных катеров и мелким бизнесменам, катающим пляжников на «бананах», «ватрушках» или парашютах, нельзя будет этого делать вблизи плавательной зоны пляжей.

    Из чего состоит практический экзамен

    Практический экзамен по управлению маломерными плавательными средствами (кроме гидроциклов) включает:

    • пуск двигателя;
    • процесс отхода от причала, подхода судна к берегу и его крепление к причальной стенке;
    • переключение скоростей и остановка;
    • соблюдение направления движения и определение оптимального курса с учётом внешних факторов, в частности направления волны, разворот судна;
    • задний ход;
    • взаимодействие с иными плавательными средствами, правильная оценка нужного расстояния до прочих судов и иных препятствий под различными углами и с разными курсами;
    • понимание знаков навигации, сигналов маяка и прочих обозначений, исполнение подходящих маневров;
    • умение пользоваться средствами радиосвязи;
    • правильные действия при имитации ситуации «человек за бортом»;
    • приближение и остановка у необорудованного берега, отход от необорудованного побережья;
    • крепление плавсредства на якорь.

    Техническое освидетельствование

    Плавсредства, которые подлежат регистрации, непременно проходят ТО. Обязательной процедуре освидетельствования подвергаются судна до регистрации, не имеющие сертификата завода изготовителя, а также судна, сделанные кустарным способом.

    Все судна проходят регулярные процедуры освидетельствования через каждые 5 лет. В данном случае, термины освидетельствования начинаются с даты регистрации плавсредства. ТО проводится так же в тех случаях, когда плавсредство перемещается в другой регион. Кроме этого, ТО подвергаются лодки, прошедшие через капитальный ремонт или после ликвидации замечаний, указанных после прохождения предыдущего ТО.

    После принятия новых правил, осмотр плавсредств осуществляется в два этапа. Первый этап заключается в ходовых испытаниях наплаву, после чего судно подвергается окончательным процедурам, связанным с его пригодностью к дальнейшей эксплуатации. Все затраты, связанные с подъемом лодки ложатся на владельца.

    Поучительно! Если термины технического освидетельствования просрочены, то владельца может ожидать штраф от 500 до 1000 рублей.

    Срок действия документов для ГИМС

    Бумага, подтверждающая прохождение медицинской комиссии, действительная в течение года. Справку рекомендуется сделать заранее, чтобы в гимсе на продлении прав бланк уже был на руках.

    Любые виды необходимо менять по истечении 10 лет. Права на лодку в новом варианте утверждены в 2015 году, однако, обмен в связи с этим не нужен. Старые документы считаются действительными до истечения срока.

    Заменять удостоверение рекомендуется в своевременные сроки, но если документ просроченные, платить штраф не придется. Наказание предусмотрено только за управление маломерным судном с недействительным документом на руках. Если срок документа закончился, водитель не управляет судном, штрафа не будет.

    Санкции за использование недействительного документа невелики, но составляют большую сумму, чем госпошлина. За нарушение инспекторы выписывают 1000 рублей.

    При этом не имеет значение давность просрочки по правам. Если по истечении 10 летнего срока не было замены прав и документ необходим, можно в любое время подать заявку, пройти медкомиссию и оплатить государственную пошлину.

    При неиспользовании плавательного средства, лодку рекомендуется снять с учета. Это удобно сделать через портал государственных услуг. Посещение ГИМС при этом исключается вовсе, никакие бумаги собирать не нужно. Чтобы не стоять в очередях и в других государственных учреждениях, необходимо подтвердить учетную запись в МФЦ. Затем предпринимается следующий порядок действий:

    • вход в личный кабинет;
    • поиск услуг ГИМС;
    • выбрать «Исключение судна из реестра;
    • ознакомление с информацией;
    • заполнение данных о судне;
    • проверка сведений и отправка заявления;
    • оплата государственной пошлины.
    Читайте также:  Как прописаться на даче в 2023 году

    Нередко снятие маломерного судна с учета производится в связи с его продажей. В этом случае придется посетить ГИМС, причем с новым владельцем вместе.

    Документы для перерегистрации идентичны первичному пакету бумаг. Продлить действующие права при этом не нужно, с ними можно плавать и на новом судне.

    Какие испытания нужно пройти

    Для освидетельствления маломерного судна в 2023 году необходимо пройти ряд испытаний, чтобы обеспечить его безопасность и соответствие установленным требованиям.

    Испытание на плавучесть. В ходе этого испытания проверяется способность судна держаться на поверхности воды и не тонуть при нормальных условиях эксплуатации. Для этого проводятся измерения объема судна, определяются его вес и плавучесть.

    Испытание на механическую прочность. Во время этого испытания проверяется, как судно выдерживает нагрузки, возникающие во время эксплуатации. Оно подвергается вибрационным и ударным испытаниям, чтобы убедиться в его стойкости к статическим и динамическим нагрузкам.

    Испытание на пожаробезопасность. В рамках этого испытания проверяется способность судна справляться с возможными пожарами на борту и предотвращать их распространение. Оцениваются системы пожаротушения, материалы, используемые в конструкции судна, и их способность выдерживать высокие температуры.

    Испытание на электрическую безопасность. Это испытание позволяет проверить правильность и надежность электрических систем на судне. Производится измерение сопротивления изоляции, проверяется работа электрооборудования и системы электрозащиты.

    Испытание на экологическую безопасность. Во время этого испытания оценивается воздействие судна на окружающую среду. Проверяется соответствие судна требованиям по выбросам загрязнений, шуму и вибрации. Также проводятся испытания систем очистки сточных вод и утилизации отходов.

    Испытание на мореходность. В ходе этого испытания проверяются мореходные качества судна и его способность справляться с различными условиями морской среды. Оцениваются такие параметры, как устойчивость, маневренность, скорость, управляемость и комфортность нахождения на судне.

    Испытание на надежность. Это испытание позволяет оценить работоспособность и долговечность судна в различных эксплуатационных условиях. Проверяется надежность систем и узлов, а также проводятся тесты на искусственное старение материалов и деталей судна.

    Общее количество и порядок испытаний могут зависеть от конкретных требований, установленных регулирующими органами. Однако все испытания направлены на обеспечение безопасности судна и его эффективное функционирование.

    В соответствии с новыми требованиями к маломерным судам, которые вступят в силу в 2023 году, будут ужесточены требования к экипажу. Значительное внимание будет уделено квалификации и обучению членов экипажа, а также их численности.

    Обучение экипажа: Все члены экипажа, включая капитана, должны пройти специализированное обучение, которое будет подтверждено соответствующими документами. Это обеспечит высокий уровень знаний и навыков у экипажа и повысит безопасность маломерных судов.

    Квалификация экипажа: Каждый член экипажа должен иметь соответствующую квалификацию для своей должности. Например, капитан должен иметь квалификацию не ниже определенного уровня, а моряки должны иметь определенные навыки и опыт работы на маломерных судах.

    Численность экипажа: В зависимости от типа и размеров маломерного судна, будут установлены минимальные требования к численности экипажа. Это связано с обеспечением безопасности и эффективной работы судна. Каждый член экипажа должен выполнять свои обязанности и быть готовым к чрезвычайным ситуациям.

    В целом, новые требования к экипажу направлены на повышение безопасности маломерных судов и обеспечение высокого профессионализма экипажа. Это позволит снизить риски происшествий и несчастных случаев на воде и обеспечить безопасность пассажиров и экипажа.

    Правила водного движения маломерных судов 2022

    Однако с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2022 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Но не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов.Эти правила, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2022 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2022 года.

    Итак, для начала разберемся с правовым понятием термина «маломерные суда». Согласно действующему законодательству, маломерным называется судно, вмещающее на борту до 12 человек при длине корпуса плавсредства не более 20 метров.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *