- Страхование

Попали в яму и повредили машину. Как отсудить деньги у дорожной службы?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Попали в яму и повредили машину. Как отсудить деньги у дорожной службы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На взыскание отводится три года с момента происшествия. Большинство пострадавших обращаются за возмещением гораздо раньше – после документальной фиксации своих расходов. В претензионном заявлении о возмещении ущерба после ДТП указывают сроки перечисления денежных средств – обычно 30 дней. Если виновник получил претензию и не ответил в течение 10 дней, можно подавать судебный иск о возмещении ущерба после ДТП. Длительность процесса варьирует от нескольких недель до полугода и более, а взыскание осуществляют через месяц после вынесения вердикта в пользу истца.

Можно ли просто обратиться по страховке ОСАГО?

Нет. Сама суть ОСАГО заключается в том, что объект страхования здесь – ответственность причинителя вреда. Говоря проще, «автогражданка» – это когда ваша страховая выплачивает ущерб вместо вас потерпевшему, когда вы оказываетесь виновником.

И тут возможны 2 варианта развития событий:

  • если виновником в ДТП окажется обслуживающая организация (дорожная служба, исполком и так далее), то это у них должна быть страховка; ОСАГО у них быть не может, поэтому возмещать ущерб напрямую со счёта организации,
  • а вот если виновным признают вас, то тогда при наличии ущерба, например, люку его собственник может обратиться по вашей страховке за выплатой.

Что делать, чтобы взыскать выплату? Инструкция

Итак, пошагово вам нужно будет выполнить следующие действия.

  1. Если вы попали в яму или открытый люк на дороге, и в отношении вас вынесено определение о нарушении пункт 10.1 ПДД, то бегом его обжаловать и отменять. Срок на это – 10 дней с даты получения на руки копии определения.
  2. Оценка стоимости восстановительного ремонта. Делается с помощью независимой экспертизы – практически можно привлечь любую организацию, которая занимается определением ущерба по возмещениям ОСАГО.
  3. Далее следует обращение в Дорнадзор. Адрес вам подскажут в ГИБДД. В дорожный надзор приходят документы о вашем ДТП, в их числе и акт о ненадлежащем состоянии дороги. Они же чаще всего и составляют протокол о нарушении в отношении обслуживающей данный участок дороги организации. Именно в этот момент вы узнаете о том, что это за организация, и тогда сможете подать в суд уже непосредственно на неё.
  4. Далее опционально желательно (но не обязательно) подать претензию в ответственную организацию, если вы узнали её по предыдущему пункту, либо в администрацию города. В претензии указать суть ДТП, приложить копии (ни в коем случае не оригиналы – они вам потребуются в суде) документов о ДТП, об оценке ущерба и все чеки о расходах по ДТП (эвакуатор, услуги независимой экспертизы, проезд в транспорте и прочее). В претензии также указать разумный срок для её удовлетворения – 10-15 дней.
    Данную претензию отправляете заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений на адрес организации.
  5. Если ваше требование в предыдущем пункте не удовлетворено, то нужно готовить исковое заявление в суд. Иск подаётся по месту совершения нарушения. Если ущерб менее 50 тысяч рублей, то в мировой, если больше, то в районный. К иску уже нужно будет приложить оригиналы документов – тех же.

Таким образом, чтобы взыскать компенсацию через суд, требуется подготовить следующие документы:

  • свидетельство о праве собственности на автомобиль,
  • копию вашего паспорта,
  • исковое заявление на возмещение ущерба,
  • документы об экспертной оценке ущерба,
  • все чеки и квитанции, имеющие отношение к делу.

Автомобиль попал в яму на дороге – это ДТП или нет

Для многих определение дорожно-транспортной аварии неразрывно связано со столкновением двух или более машин, наездом на пешехода. Однако правила дорожного движения с юридической плоскости трактуют ДТП гораздо шире. Обратимся к пункту 1.2.

Он говорит о том, что под происшествием нужно понимать событие, в результате которого при движении автомобиля пострадали люди, транспорт или другое имущество. Поэтому если человек пробил колесо в яме на дороге, это также допускается совершенно спокойно расценивать как ДТП и вызывать на место полицейский экипаж.

Читайте также:  С 1 января 2023 года в Свердловской области изменился размер социальных выплат

Без него, как в случае с Европротоколом, обойтись нельзя, ведь потерпевшей является только одна машина. Другое дело, что сотрудники ГИБДД неохотно приезжают на вызовы когда ДТП касается дорожных ям. Поэтому нужно быть готовым к многочасовому ожиданию стражей порядка.

Как бы там ни было, следует соблюсти предписываемый при ДТП порядок действий:

  1. Водитель должен остановиться.
  2. Включить аварийные фары.
  3. Разместить на месте дорожного происшествия специальный знак.

Когда можно получить страховку

Если автолюбитель попал в дорожную яму, фактически он является пострадавшим от ДТП не по своей воле. Однако со страховкой вопрос сложный.

Возьмем, к примеру, ОСАГО. Смысл данного типа страхования состоит в том, чтобы компенсировать ущерб второй, потерпевшей, стороне. Самому получить страховку не получится. Однако в анализируемой ситуации данный вариант имеет право сработать только в одном случае.

Допустим, водитель, попавший в яму, повредил другой автотранспорт в результате вынужденного маневра. Тогда полис ОСАГО пригодится и с помощью него удастся компенсировать ущерб пострадавшему. При этом, собранные документы помогут защититься от регрессных требований.

Другое дело, что страховые выплаты за ущерб от ямы осуществляются в рамках КАСКО, где получить возмещение будет проще. Ведь перечень страховых случаев оговорен в договоре.

Но стоит быть готовым к тому, что не вся сумма восстановительного ремонта будет возмещена. По КАСКО поправка делается на срок эксплуатации автомобиля, его техническое состояние до момента попадания в аварию.

Обращение в дорожную службу

Согласно Федеральному закону № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автодорог, ответственными за их состояние, являются исполнительные органы государственной власти, администрация муниципальных образований, юридические и физические лица.

Отвечать за причинение ущерба из-за некачественного дорожного покрытия могут также обслуживающие организации, работающие по контракту с федеральной или местной администрацией.

К установленному виновнику необходимо обратиться с претензией на возмещение ущерба, причинённого автомобилю по причине неудовлетворительного состояния полотна и уведомлением о проведении независимой экспертизы.

Какой размер ямы считается нормальным?

У нас в стране, как Вы знаете, все по ГОСТу, даже у дорожных ям, есть свои ГОСТы, где определены размеры ям, когда при превышении хотя бы одного из параметров (ширина, длина, глубина), это считается отклонением от нормы, и неровность должна быть устранена. А если кто-то пострадал, по причине данного нарушения, то ущерб обязательно должен быть возмещен ответственным лицом.

Нам нужен ГОСТ Р50597-201. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (с Поправками).

Это на данный момент действующий документ, на который мы будем опираться, даже в суде.

Согласно пункту 5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В таблице 5.3, указано, что на дороге не должно быть выбоин, просадок и проломов длиной более 15 сантиметров, шириной более 1 метра и глубиной более 5 сантиметров.

Если хотя бы один параметр превышает цифры, указанные в ГОСТе, то это нарушение со стороны собственника данного участка дороги, так как нарушены допустимые пределы размера ямы, или выбоины. Собственник обычно, это местная администрация, или муниципальное образование.

Если в протоколе Вам ставят пункт 10.1 ПДД

Внимательно ознакомьтесь с протоколом, это очень важный документ. Если подпишите его не глядя, то в дальнейшем, могут быть проблемы. Инспекторы любят обвинять водителей в том, что они не соблюдали пункт 10.1 ПДД, который требует следующее:

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Как я говорил, вся Ваша ситуация должна быть построена на том, что Вы выполняли все требования пункта 10.1 ПДД, но возможности своевременно обнаружить повреждения дорожного полотна у Вас не было.

Если ставят пункт 10.1 ПДД, то в протоколе пишем, что Вы не согласны с вменяемым нарушением, так как соблюдали ПДД, а яму просто на просто невозможно было обнаружить своевременно.

Но если поставили, значит поставили. Обжалуйте данный протокол в судебном порядке, у Вас есть на это право в течение 10 дней, с момента его вынесения. Если не удалось обжаловать в судебном порядке, не все так плохо.

Читайте также:  С 1 марта изменятся суммы и порядок выдачи пособий: Что нужно учесть получателям

Есть решение № 2-635/2017 2-9/2018 2-9/2018 (2-635/2017;) ~ М-599/2017 М-599/2017 от 7 июня 2018 г. по делу № 2-635/2017. Ситуация заключалась в том, что потерпевшего обвинили в том, что он не соблюдал ПДД и нарушил пункт 10.1. Так собственно оно и было, что подтверждалось заключением автотехнической экспертизы. Но в суде было доказано, что яму, даже при соблюдении пресловутого пункта 10.1 ПДД, невозможно было вовремя увидеть и принять меры, позволившие не наехать на нее. В итоге все закончилось тем, что водителя обвинили в ДТП только на 40%, что позволило взыскать ему с дорожной службы 60% от суммы ущерба. Ознакомьтесь с решением, и Вы сами все увидите и поймете.

Я лишь резюмирую, что даже если Вам вменили пункт 10.1 ПДД, в судебном порядке, после проведения автотехнической экспертизы, данный пункт, может быть легко отменен.

Как избежать попадания в яму на дороге

Соблюдая простые меры предосторожности, можно полностью исключить вероятность повреждения автомобиля:

  • Управляя машиной, тщательно следите за дорогой, особенно весной. Именно в этот период под влиянием температурных перепадов, воздействия влаги, образующейся при таянии снега, на дорожном покрытии в большом количестве появляются новые ямы и разрушаются старые латки;
  • Уменьшите скорость движения по мокрой дороге максимально пред лужей. Не расслабляйтесь, даже если вам эта дорога давно знакома, и всегда была идеально ровной. Ямы образуются очень быстро, иногда в течение суток, а ваша любовь к быстрой езде может стоить, в лучшем случае, пробитого колеса. Все зависит от глубины лужи и того что окажется на ее дне. Будьте внимательны и осторожны на недавно отремонтированной проезжей части. Качество заплаток часто оказывается низким, и попадание колеса в неожиданную колдобину на привычной скорости может повредить ось;
  • Если нет возможности объехать яму, притормозите непосредственно перед ней, так уменьшится нагрузка на подвеску. Не крутите руль, пытаясь подставить по удар одну сторону машины, это усилит толчок и приведет к возможному повреждению покрышки. Правильнее проехать, не поворачивая колеса, распределяя тяжесть автомобиля (силу удара) равномерно, тем самым снижая вероятность повреждения.

Как быть, если все меры предосторожности были соблюдены, а неприятность все-таки произошла? Вы попали в яму и повредили машину. Конечно, это очень неприятно, но в любом случае закон на вашей стороне. Вызывайте сотрудников ГИБДД, фиксируйте ДТП и при необходимости смело обращайтесь в суд.

Что делать, если повредил машину из-за ямы на дороге?

Что делать, если попал в яму и повредил машину? Конечно, вызывать ГИБДД. Когда они составят схему ДТП, то необходимо потребовать с инспекторов составления акта состояния дорожного покрытия, в котором отражены все дефекты. При наличии вот такого вот акта уже можно будет спорить с дорожными хозяйствами как в досудебном, так и в судебном порядке.

Так же водитель может поступить не только в случае попадания в яму, но, например, если повредил какие-то элементы автомобиля при наезде на лежачий полицейский, который не соответствует требованиям ГОСТА. Впрочем, ситуаций с непредвиденными обстоятельствами на дороге может быть много.

Многие, наверное, сталкивались — когда дорожное полотно имеет нестандартное возвышение, слишком высоко подняты колодезные люки, что опять же создает помеху для водителей. Или, «лежачий полицейский», который очень похож на какое-то нелепое нагромождение асфальта.

Т. е. любая машина, проезжая на скорости более 20 км/час уже насилует свою ходовую часть. Если возвышение на асфальте составляет более 4 см, то это уже прямое нарушение ГОСТА. И у юристов есть возможность для привлечения дорожников к административной ответственности.

Допустимый размер выбоины и ямы по ГОСТу?

Нормативный акт для ям и колдобин действительно существует. И называется он ГОСТ Р 50597-93. В этом документе указаны требования, предъявляемые к состоянию дорожного полотна, которые является допустимым для обеспечения безопасных условий при организации дорожного движения.

Помимо общих требований в документе чётко расписаны параметры эксплуатационного состояния асфальтового покрытия на улицах городов и иных населенных пунктов. Данный ГОСТ содержит информацию и о требованиях, которые применяются к техническому состоянию всех средств, используемых при организации дорожного движения.

Если эксплуатационное состояние асфальта не соответствует параметрам, прописанным в документе, то на него должно быть введено ограничение, подразумевающее даже запрет проезда по такому участку дороги вплоть до устранения несоответствий.

По рассматриваемому вопросу следует внимательно ознакомиться с пунктом 3.1.1 указанного ГОСТа, который гласит, что покрытие дороги не должно быть с просадками, выбоинами, иными повреждениями, которые могут затруднять передвижение автомобилей со скоростью, разрешенной на данном участке дороге ПДД.

Читайте также:  Алименты на ребенка. Как и сколько платят в 2023 году

Есть ещё и пункт 3.1.2, в котором подробно прописаны максимально допустимые размеры ям на асфальтовом покрытии. Так длина повреждений асфальта не может быть больше 15 сантиметров, а их ширина и глубина ям не должны быть более 60 и 5 сантиметров соответственно.

Если автомобиль получил повреждения при попадании в яму, не соответствующую размерам, прописанным в ГОСТе, то ответственность за такое обстоятельство ложиться на организацию, обслуживающую этот участок дороги.

Определяем виновника ДТП с ямой

Полная ответственность за полученный ущерб транспортным средством, которое попало в яму с несоответствующими указанному в начале статьи размерами, возлагается на собственника участка данной дороги.

Каким способом можно выяснить информацию о конкретном собственнике определённой автодороги в городе или ином населённом пункте?

На самом деле ничего архисложного в этом нет. От водителя потребуется лишь связаться с отделением ГИБДД. Иными словами, информацию по собственнику дороги устанавливает не автолюбитель, а ГИБДД.

Все реквизиты и данные владельца дороги, на которой произошло ДТП, должны быть внесены в административный протокол, составляемый по статье 12.34.

Когда должностные лица автоинспекции по надуманным или абсолютно нелепым причинам пытаются отказать водителю повреждённого автомобиля в идентификации собственника дороги, тогда можно писать жалобу на такие действия в прокуратуру. Теперь владелец дороги будет точно установлен. Причём сделают это максимально оперативно.

Какие углубления на дорожном полотне могут считаться допустимыми?

Начиная с сентября 2018 года, в России стал действовать новый ГОСТ, который регламентирует размеры повреждения дорог и временной период на их устранение. Яма на дороге может быть не более 15 см в длину и не более 5 см в глубину. При этом площадь дефекта не должна превышать 60 кв. см. В случае если параметры дорожных углублений выше описанных норм, то водители, попавшие на своем авто в эти ямы, вправе требовать компенсационные выплаты от дорожников. Помимо этого, согласно действующему закону, ответственные за дорожное полотно лица, обязаны в зависимости от категории дороги устранить выявленные нарушения в течение 1-12 дней.

Также в соответствии с ГОСТом, в случае возникновения на дорожном покрытии колеи, размер которой по глубине превышает 2 см, а по длине 7 м, должна быть ликвидирована в срок 5-14 суток.

Наезд на люк с точки зрения ПДД

Как мы уже указали выше, это дорожно-транспортное происшествие, потому что по определению последнего, к нему относится любое взаимодействие автомобиля, где причинён материальный ущерб или пострадали люди.

К ДТП, опять же, согласно ПДД, приводит нарушение законодательства одним, несколькими или сразу всеми (обоюдная вина) участниками. В случае наезда на люк возможны следующие нарушения Правил:

  • выбранная водителем скорость, которая не позволила вовремя среагировать на открытый люк, в результате чего водитель наехал на него – скорость должна не просто быть ниже ограниченной, но и быть выбрана, исходя из дорожной ситуации, погоды и других условий (пункт 10.1 ПДД),
  • ненадлежащее обеспечение в безопасном состоянии участка дороги ответственным лицом; а открытый люк – это априори небезопасная дорожная обстановка.

Определение виновного в аварии с ямой возможно еще на стадии оформления дела сотрудником ГИБДД. Но во внимание принимаются и другие обстоятельства. В частности, соблюдение или игнорирование водителем ПДД, скорость машины, выполнение требований, диктуемых установленными на пути знаками и разметкой. Если водитель уверен, что все произошло из-за ямы, нужно проверить ее на соответствие ГОСТу 50597-93, в котором сказано:

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

Если хотя бы один из параметров превышает допустимое значение, причиной аварии назовут яму на дороге. И виновником признают того, кто обязан следить за состоянием покрытия. То есть ремонтную организацию, за которой закреплен данный участок пути. В качестве виновного может выступить также служба, эксплуатирующая его.

Акт о состоянии дороги

Документ, описывающий техническое состояние участка, где произошло ДТП, обязан оформить сотрудник ГИБДД. Если он отказывается это делать, автомобилист может сам составить акт. Он пишется в произвольной форме. Но в документе должны быть:

  • информация о месте аварии (улица, номера расположенных поблизости домов);
  • список дефектов дорожного покрытия, их характер, размер;
  • подробности инженерно-технического обустройства дороги (знаки или их отсутствие, разметка, мешающие обзору пути рекламные щиты, освещение и др.);
  • фамилии, адреса составителя акта и свидетелей, которыми могут быть и родственники, знакомые потерпевшего водителя.

Документ следует подтвердить фотографиями и видеосъемкой доставившего проблемы участка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *