- Наследование

Допрос в налоговой инспекции в качестве свидетеля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Допрос в налоговой инспекции в качестве свидетеля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Как себя вести на налоговой комиссии

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;
  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;
  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Выводы о вызовах на допрос и для дачи пояснений в налоговую

Налоговая инспекция использует пояснения и данные, полученные на допросах, для доначислений налогов или как одну из причин для проведения проверки. Это основная — если не сказать «единственная» — цель допроса и дачи пояснений. Также эти допросы могут служить основанием к возбуждению уголовного дела.

На допросах и во время дачи пояснений инспекторы применяют тактические приёмы. Например, сначала они допрашивают руководителя контрагента, а потом — директора интересующего их налогоплательщика. Инспектор получает ответы, имея на руках показания контрагента. Если появляется несовпадение, инспектор предъявляет показания контрагента: «как вы объясните, что директор работающей с вами компании говорит совсем не то, что вы?». Это только один из многих приёмов.

К даче пояснений и тем более допросу нужно готовиться и заранее подумать, какие действия, периоды времени и документы компании будут интересовать инспектора. В этом вопросе неоценимую помощь может оказать только налоговый адвокат, знающий тактику и специфику работы ФНС.

Любое столкновение с налоговой или «органами» — это риск остаться без бизнеса.

Комментарий к ст. 90 Налогового кодекса


Институт свидетельских показаний является традиционным источником получения доказательств. Анализ части 1 статьи 69 ГПК РФ, части 3 статьи 56 АПК РФ, части 2 статьи 25.6 КоАП РФ и части 1 статьи 79 УПК РФ позволяет отметить, что в приведенных дефинициях о показаниях говорится либо как о сведениях об обстоятельствах дела, либо как о сообщении об этих обстоятельствах.

Применительно к налоговому контролю «обстоятельства дела» необходимо понимать широко, а именно как деятельность должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль в формах: налоговых проверок, получений объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

В процессуальной науке и правоприменительной практике институт свидетельских показаний имеет особую значимость, однако в нормах НК РФ по-прежнему находит лишь поверхностное отражение. Это подтверждается, в частности, отсутствием в статье 90 НК РФ указания на процедуру вызова свидетеля. Вместе с тем в письме ФНС России от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» (далее — письмо ФНС России N АС-4-2/12837) указано, что свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой. Однако до сих пор не разрешен вопрос о том, кто из должностных лиц уполномочен на подписание такой повестки.

В письме ФНС России N АС-4-2/12837 указывается, что в повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения:

  • о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля (необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля);
  • о времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;
  • о месте проведения допроса.

В соответствии с комментируемой статьей свидетелем может быть любое физическое лицо, обладающее информацией о каких-либо обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля. Первоочередным является определение понятия «информация». В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — ФЗ N 149) под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Также отмечаем необходимость разграничения между собой понятий «свидетель» и «показания свидетеля» («свидетельские показания»).

Свидетель с доказательственной точки зрения является источником сведений о фактах, то есть источником доказательств. В то же время свидетель выступает в качестве личности, обладающей определенным правовым статусом, что позволяет признавать такового в качестве лица, участвующего в силу прямого указания НК РФ в мероприятиях налогового контроля. В свою очередь, показания свидетеля — это устное сообщение юридически незаинтересованным лицом сведений об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля, о которых оно осведомлено. В отличие от процессуальных кодексов НК РФ не устанавливает обязанность свидетеля указать источник своей осведомленности, что в полной мере соответствует легальному определению понятия «информация» из ФЗ N 149. Допрос свидетелей является единственным законным способом получения свидетельских показаний. НК РФ четко указывает на необходимость занесения показаний свидетеля в протокол, форма которого приведена в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 года N ММ-3-06/338@.

В пункте 2 комментируемой статьи законодатель установил две группы лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей.

К первой группе относятся лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Такой подход является общеправовым и нашел свое отражение в судебной практике еще до принятия и введения в действие первой части НК РФ. Так, в приговоре Судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 19 марта 1997 года по уголовному делу Л.Д. Шмидт отмечается: «…Судебная коллегия отмечает, что показания малолетнего (пятилетнего. — Прим. автора) сына не могут быть использованы для обоснования виновности его матери по смыслу части 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации и п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Даже если бы М.А. Пасько разъяснялось его право не свидетельствовать против Л.Д. Шмидт, чего в данном случае сделано не было, его малолетство лишило его возможности воспользоваться своим конституционным правом хранить молчание и даже осознать такое право. Таким образом, Судебная коллегия считает использование против близкого родственника показаний малолетнего свидетеля недопустимым с правовой точки зрения, что служит дополнительным аргументом для признания показаний М.А. Пасько не имеющими юридической силы».

Читайте также:  Платежное поручение по ЕНП в 2023 году — порядок заполнения и инструкция

Представители второй группы лиц, которые не могут быть вызваны и допрошены в качестве свидетелей, должны отвечать следующим критериям:

  1. получить информацию (сведения), необходимую для налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей;
  2. полученная такими лицами информация (сведения) должна относиться к профессиональной тайне этих лиц.

Помимо допроса, существуют: пояснения и объяснения.

«Объяснения» — это не допрос, хотя и очень похож на него.

Главное отличие объяснений от допроса заключается в том, что объяснения собирают сотрудники полиции (отдел по экономическим преступлениям и противодействия коррупции) в рамках доследственной проверки либо в рамках совместной с налоговой службой проверки. В последнем случае, когда ведется совместная проверка, может быть оформлен протокол допроса по форме ФНС и сотрудник полиции в этом случае обязательно должен быть включен в состав проверяющих, о чем оформляется соответствующее решение, которое в обязательном порядке вручается проверяемому налогоплательщику.

Еще одно отличие объяснений от допроса: в объяснениях нет предупреждения об ответственности за дачу ложных показаний либо отказа от дачи объяснений.

То есть, допрос – это обязательная для свидетеля процедура, и за отказ от дачи показаний в ходе допроса на свидетеля возлагается штраф в сумме 3000 руб., в то время как объяснение – добровольная. Иными словами за отказ от дачи объяснений нет никакой ответственности.

Также объяснения – это изложение информации свидетеля по каким-либо отношениям без постановки четких вопросов (то есть вопросы не пишут в объяснениях, в то время как в протоколе допроса указывается каждый вопрос и ответ на него).

«Пояснения» — это также не допрос, но собираются пояснения налоговыми инспекторами.

Пояснения может дать любое должностное лицо организации, в том числе лицо по доверенности, поскольку вызывается, как правило, не конкретный свидетель. Процедура дачи пояснений также не сопровождается составлением протокола допроса, не сопровождается предупреждением об ответственности.

Кроме того, для дачи пояснений налоговый орган вызывает налогоплательщика на основании уведомления, а не повесткой.

Таким образом, допрос, как процедура сбора и фиксации (протоколирования) показаний свидетеля относительно обстоятельств, имеющих значение для уплаты налогов, может быть осуществлен только должностным лицом налогового органа (полицейским, включенным в состав проверяющий налоговой проверки) с обязательным соблюдением установленного порядка разъяснения свидетелю его прав и ответственности.

Нюансов много, а результат должен быть положительный.

Минимизация финансовых потерь от налоговой проверки во многом зависит от налогоплательщика и от того, как он готов к проверке, как он в ней участвует, как её контролирует, как на неё влияет.

Нам очевидно, что допрос, как важная и дающая результат любой проверки составляющая, должен находиться под максимальным контролем налогоплательщика.

Если плыть по течению, то практика показывает, что это течение в ходе налоговой проверки ведет к значительным дополнительным начислениям налогов, пеней и штрафов.

Контроль налогоплательщика применительно к допросам свидетелей заключается: в предварительном подробном обсуждении со свидетелем возможных вопросов и наиболее оптимальных вариантов ответов, а также в выявлении возможных проблемных участков деятельности проверяемого налогоплательщика и способов преодоления этих проблемных участков.

Не надо паниковать и бояться, нужно правильно организовать свою работу.

Что и как говорить на допросе

Попадая на допрос, свидетель, как правило, волнуется и не всегда ведет себя адекватно. Выражается это в том, что он начинает давать не соответствующие действительности показания. Последующие наводящие вопросы инспектора еще более сбивают и запутывают свидетеля. Позже свидетель и сам не может объяснить, почему он дал показания, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Попытка исправить ситуацию и добавить затем что-либо в показания часто приводит если не к полной неразберихе, то к значительным противоречиям в показаниях такого свидетеля.

1. Надо помнить: на допросе следует отвечать только на поставленный вопрос. Ответ должен быть максимально коротким. Не следует рассказывать о том, о чем не спрашивают.

На допросе пространные рассуждения об обстоятельствах дела со стороны свидетеля недопустимы. Нельзя переводить разговор на руководителя организации или своих коллег, сообщая сведения, о которых свидетель в обычной ситуации знать не должен. Свидетель может подтвердить только то, что сам видел, слышал или знает, указав при этом источник своих знаний.

2. При ответе на вопрос не надо спешить, поскольку неверный ответ повлечет за собой дальнейшие вопросы. Не надо ничего добавлять, если об этом не спрашивают, поскольку такие дополнения могут вызвать еще вопросы. Например, допрашивают сотрудника склада (а это бывает сплошь и рядом в целях подтверждения факта получения и выдачи со склада товара, для установления реальности сделок налогоплательщика с этим товаром). В данном случае кладовщик не должен рассуждать об условиях доставки товара (кто доставлял, каким транспортом и так далее), поскольку он в силу своей работы не может знать всю информацию о том, как и за чей счет была доставка. Его дело принять прибывший товар, подписать соответствующие документы, далее передать товар покупателю или в производство.

Может ли при допросе присутствовать представитель

Возможность участия в допросе представителя (адвоката) свидетеля в ст. 90 НК РФ прямо не предусмотрена. Однако и запрета на этот счет нет.

Налоговый кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе, поэтому круг лиц, присутствующих при проведении допроса свидетеля, не ограничен (письмо Минфина России от 18.12.20 № 03-02-08/111223). К тому же при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное п. 1 ст. 48 Конституции РФ право на получение квалифицированной юридической помощи (письма ФНС России от 31.12.13 № ЕД-4-2/23706@ и от 30.10.12 № АС-3-2/3920@).

Читайте также:  Восстановить КБМ через ЦБРФ бесплатно

Иными словами, свидетель при допросе должностными лицами налогового органа вправе воспользоваться квалифицированной юридической помощью, т. е. услугами адвоката.

Специалисты ФНС России в письме от 17.08.20 № ЕА-4-15/13203@ разъяснили, что налоговым законодательством не регламентированы права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке ст. 90 НК РФ. Закон № 63-ФЗ не регламентирует участие адвоката от имени доверителя в процессуальных мероприятиях, проводимых в отношении последнего.

По мнению ФНС России, в процессе допроса свидетеля его адвокат в силу п. 3 ст. 99 НК РФ вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Однако ответы на вопросы свидетель дает самостоятельно. Аналогичное разъяснение, что адвокат может помочь на допросе свидетелю, но не может заменить его, ФНС России давала и ранее. Допрос представителя (адвоката) вместо свидетеля недопустим, даже если у него будет доверенность с такими полномочиями.

Может ли представитель прийти на допрос к налоговым инспекторам вместо свидетеля? В силу ст. 29 НК РФ налогоплательщик вправе участвовать в налоговых отношениях через представителя. Тот представляет интересы на основании нотариальной доверенности. Однако эта норма не предусматривает возможность возложения на представителя полномочий свидетеля.

Другими словами, передача полномочий свидетеля представителю по доверенности действующим законодательством не предусмотрена (письмо Минфина России от 18.12.20 № 03-02-08/111223, решение ФНС России от 11.04.18 № СА-3-9/2269@).

Повестку я не получал, о вызове не знал. Могут ли меня оштрафовать?

На практике налоговики привлекают к ответственности, только если у них есть доказательства получения физлицом повестки. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения служит обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности.

Если повестка направлена заказным письмом с уведомлением о вручении, то документом, подтверждающим ее получение, является уведомление о вручении почтового отправления с подписью получившего ее лица.

Однако в судебной практике была ситуация, когда суд признал правомерным наложение штрафа при отсутствии доказательств вручения повестки. Он исходил из следующего: повестка не была получена ввиду того, что физлицо не представило сведения об изменении своего места жительства в орган регистрационного учета. В связи с этим налоговики правомерно направляли корреспонденцию по месту его регистрации. А по НК РФ направленное по почте заказное письмо считается полученным на шестой день.

Отказ от дачи показаний на допросе в ИФНС

Если директора, главбуха или рядового сотрудника компании вызвали на допрос в налоговую в качестве свидетеля, они думают, что могут хранить молчание, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ.

Однако налоговые органы считают иначе.

Позиция ФНС

Заключается в том, что свидетель, отказываясь от дачи показаний, злоупотребляет правом, предусмотренным Конституцией. Он должен отвечать на вопросы, относящиеся к деятельности организации, в которой работает. Расширительное толкование ст. 51 является ошибочным, противоречит нормам действующего законодательства, принципам гражданского долга, ответственности перед обществом, гражданином которого являешься.

В то же время директор или главный бухгалтер допрашиваются в качестве должностных лиц и должны дать показания о деятельности компании, а не в отношении себя лично.

Свидетель вправе воспользоваться указанной нормой только при ответах на вопросы, прямо затрагивающие его права и интересы как физического лица. На этом основании налоговые органы налагают на свидетеля штраф в размере 3000 в соответствии с п. 2 ст. 128 НК.

Позиция налогоплательщиков

Налогоплательщики, оспаривающие такое решение в суде, приводят свои аргументы. Если свидетель – руководитель или бухгалтер предприятия, то он считает, что вызван в налоговый орган в качестве свидетеля для дачи показаний по делу о налоговом правонарушении, производство по которому производится в отношении его самого.

Значит полученные показания могут быть использованы против него, а, следовательно, в силу п. 1 ст. 51 Конституции исключается применение ответственности по ст. 128 НК.

Суд

Суды различных регионов РФ и в разные годы принимают решения как в пользу ФНС, так и в пользу налогоплательщика. В последнее время общая тенденция ужесточения администрирования бизнеса коснулась и этой темы: суды все чаще отказывают свидетелям «молчунам» в иске.

Какие уважительные причины освобождают от ответственности?

С учетом норм п. 1 ст. 128 НК РФ физлицо может быть освобождено от предусмотренного наказания. Это возможно при наличии уважительной причины, которая не позволила дать показания. Правда, что в себя включает понятие «уважительная причина», НК РФ не раскрывает.

Исходя из судебной практики, в качестве таких причин можно считать следующее:

Однако в этом случае может действовать п. 4 ст. 90 НК РФ, в соответствии с которым получить показания можно по месту пребывания свидетеля.

Во избежание споров с налоговыми органами, получив повестку, следует сообщить о невозможности дачи показаний в указанном месте и в назначенное время.

Если свидетель не явится по вызову и не сообщит о невозможности своего присутствия, ему согласно ст. 128 НК РФ придется уплатить штраф в размере 1000 руб.

Правомерно ли привлечение к ответственности свидетеля за неявку на допрос, учитывая, что повестка была направлена налоговым органом по почте заказным письмом и не была получена свидетелем? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ и бесплатно узнайте мнение экспертов.

О том, кого можно привлечь в качестве свидетеля, читайте здесь.

Как себя вести на налоговой комиссии

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.

Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришел в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.

Читайте также:  Замена водительского удостоверения

Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.

Где проводится налоговый допрос

Инспекторы могут допросить свидетеля:

Но иногда случается, что налоговики проводят допрос прямо на улице. По мнению Верховного суда, показания, которые они получили таким образом, тоже считаются допустимыми.

Если свидетеля допрашивают по месту его жительства, то в допросе должны участвовать не менее двух инспекторов. Такова рекомендация ФНС. Прежде чем брать показания, они обязаны, во-первых, получить согласие свидетеля и совместно проживающих с ним лиц на допуск в жилое помещение, а во-вторых, сделать соответствующую пометку в протоколе допроса.

Бывает, что нужный свидетель находится в другом регионе, а специально командировать туда налогового инспектора у ИФНС не получается. Тогда проверяющая налоговая может перепоручить провести допрос той ИФНС, к которой относится место проживания или пребывания свидетеля.

Свидетель может прийти на допрос вместе с юристом или адвокатом, но отправить их вместо себя нельзя. Это недопустимо даже по доверенности.

Права свидетеля при проведении допроса

В составе ст. 90 НК РФ не предусмотрено перечисление прав свидетеля в форме перечня. Но это не означает, что в ст. 90 НК РФ перечисление прав свидетеля отсутствует и содержится лишь указание на возможность отказа свидетеля от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 3 — 5 ст. 90 и ст. 99 НК РФ свидетель имеет право:

  • давать показания по месту своего пребывания в случае, если он не в состоянии явиться в налоговый орган (п. 4 ст. 90 НК РФ);
  • отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 3 ст. 90 НК РФ);
  • перед дачей показаний быть проинформированным об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний (п. 5 ст. 90 НК РФ);
  • ознакомиться с зафиксированными результатами проведенного допроса, сообщить свои замечания к тексту протокола и удостоверить своей подписью правильность его составления (п. п. 3, 4 ст. 99 НК РФ).

Использование результатов допроса свидетелей

Право налогового органа использовать свидетельские показания при установлении обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля, предусмотрено ст. 90 НК РФ. Следует учитывать также, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 N 321-О-О положения п. 1 ст. 90 НК РФ в системе действующего законодательства не предполагают использование недопустимых доказательств при доказывании в суде факта налогового правонарушения, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы.

Показания свидетелей рассматриваются в качестве отдельного вида доказательств.

Обязательным условием для придания показаниям допрошенного лица доказательной силы (в том числе при доказывании факта налогового правонарушения) являются оформление полученных от лица сведений в виде протокола, отвечающего требованиям ст. ст. 90 и 99 НК РФ, и предупреждение допрашиваемого (с отметкой об этом в протоколе) об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по делу N А03-16799/2012).

Показания свидетеля должны отвечать признакам достоверности.

Указанные материалы учитываются при принятии налоговым органом решения по результатам налоговых проверок, поскольку решение налогового органа основывается на тех доказательствах (сведениях), которые получены и исследованы в рамках мероприятий налогового контроля.

Протокол допроса свидетеля, составленный в порядке ст. ст. 90 и 99 НК РФ, в арбитражном процессе, согласно ст. ст. 64 и 75 АПК РФ, является письменным доказательством. В силу ст. ст. 67 и 68 АПК РФ он является относимым и допустимым доказательством и оценивается судом наряду с другими доказательствами по делу.

Если доказательство, представленное налоговым органом, имеет отношение к рассматриваемому делу и при этом получено в предусмотренном законом порядке, оно должно быть оценено судом даже в том случае, если получено за рамками спорной налоговой проверки, но в результате налогового контроля (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 по делу N А54-1846/2010-С3). Согласно современной позиции Второго и Третьего арбитражных апелляционных судов НК РФ не содержит положений о том, что допрос свидетеля может производиться только в рамках проведения данной выездной налоговой проверки и не ограничивает использование его результатов вне рамок той выездной налоговой проверки, при которой он производился, а значит, могут использоваться в качестве доказательств совершения налогового правонарушения показания свидетелей, полученные в ходе иных налоговых проверок (Постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011 по делу N А82-8916/2010, Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 по делу N А33-5267/2011).

Прокурор разъясняет — Прокуратура Липецкой области

Уголовная ответственность за отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний либо уклонение потерпевшего от прохождения освидетельствования

Уголовная ответственность за отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний либо уклонение потерпевшего от прохождения освидетельствования

За отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний либо уклонение потерпевшего от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования установлена уголовная ответственность по ст. 308 Уголовного кодекса РФ, максимальное наказание за что предусмотрено в виде ареста на срок до 3 месяцев.

  • Мотивы такого поведения свидетеля или потерпевшего могут быть самые различные (стремление улучшить или ухудшить положение обвиняемого, боязнь мести с его стороны, корысть и другие), но они не имеют значения для квалификации содеянного, однако учитываются при назначении наказания.
  • К уголовной ответственности за данное преступление может быть привлечено вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, участвующее в деле в уста-новленном законом порядке в качестве свидетеля или признанное потерпевшим по делу и давшее подписку о предупреждении об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний.
  • Проведение судебной экспертизы в отношении потерпевшего обязательно и не требует его согласия в случаях, когда необходимо установить:- характер и степень вреда, причиненного его здоровью;- психическое или физическое состояние потерпевшего при наличии сомне-ний в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значе-ние для уголовного дела, и давать показания;
  • — возраста потерпевшего, если это имеет значение для уголовного дела, а подтверждающие документы отсутствуют или вызывают сомнение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *