- Наследование

Как произвести расчет амортизации автомобиля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как произвести расчет амортизации автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Определение амортизации основных фондов вменяется в обязанности юридического лица. Автотранспорт прямо или косвенно участвует в получении предприятием дохода, эксплуатируется более 1 года и стоит более установленного законодательством лимита. Порядок расчета износа по нему изложен в Положении по бухгалтерскому учету 6/01 и НК РФ.

Когда применяются повышающие коэффициенты?

Организации кроме понижающих коэффициентов при расчете износа автотранспорта разрешается использовать повышающие. Необходимость их применения определяется по инициативе субъект хозяйствования в зависимости от обстоятельств. При условии принятия положительного решения о коэффициентах ускорения юридическое лицо обязано прописать это в своих внутренних нормативных актах.

Необходимость применения повышающего коэффициента (не более 2) может возникать при работе автотранспорта в условиях:

  • Агрессивной окружающей среды;
  • Повышенной интенсивности.

Возможность применения такого коэффициента распространяется на автотранспорт, полученный в лизинг. В таком случае коэффициент не должен превышать 3. Такое право возникает у лизингополучателя при условии обоюдного согласия сторон договора.

Как рассчитать амортизацию автомобиля

В бухгалтерии есть несколько способов, выбор зависит от класса автомобиля, целей его использования, условий договора. Самый простой и часто используемый — линейный. В нем используются такие формулы:

  1. Амортизационные начисления = Стоимость без НДС* Норма амортизации/100 (А=С*На/100)
  2. Норма амортизации=1/период полезного применения*100 (На=1/ппп). Период полезного использования зависит от класса автомобиля, он указан в нормативных таблицах. Для легкового автомобиля с двигателем объема меньше 3,5 л этот срок составляет 3-5 лет.
  3. Коэффициент износа = Амортизационные начисления/Стоимость автомобиля без НДС (Ки=А/С)

Для примера возьмем автомобиль с первоначальной стоимостью 600 000 рублей. Период полезного использования – 5 лет.

  1. Норма амортизации: (На=1/ппп)=1/6*100=0,2*100=20
  2. Амортизационные отчисления за год: А=С*На/100=600 000*20/100=120 000
  3. Коэффициент износа: Ки=А/С=120 000/600 000=0,2

Эту формулу применяют не только для бухгалтерских расчетов. Предположим, вы таксист, купили автомобиль из примера выше и хотите посчитать, сколько надо зарабатывать в месяц, чтобы автомобиль без учета затрат на его обслуживание окупился через пять лет.

Возьмем получившееся значение амортизационных отчислений и разделим на количество рабочих месяцев. Пусть их будет 11, а 1 – отпуск. 120 000/11=10909 рублей в месяц.

При расчетах для ОСАГО, в банках, автоломбардах, в компаниях трейд-ин используется другая формула:

Физический износ автомобиля = (И1xПф+И2xДф)xА2xА3xА4

  • И1 – износ по пробегу (в % на 1000 км пробега);
  • Пф – пробег фактический в тыс. км с округлением до 0,1;
  • И2 – старение в зависимости от интенсивности эксплуатации;
  • Дф – фактический срок службы в годах, округление до 0,1;
  • А2 – износ от природно-климатических условий;
  • А3 – износ от экологической обстановки;
  • А4 – износ по количеству жителей в регионе.

Актуальные показатели коэффициентов указаны в нормативных таблицах. Если не хочется считать вручную, воспользуйтесь специальными онлайн-сервисами, они точно и быстро посчитают по этой формуле.

Как рассчитать амортизацию автомобиля

Амортизация легкового автомобиля рассчитывается таким способом:

за основу необходимо взять стоимость транспортного средства при его покупке;
далее важно найти срок полезного использования автомобиля. Все зависит от той амортизационной группы, к которой принадлежит данная марка;
единицу поделить на срок полезного использования ТС (получится число меньше ;
полученное число умножить на стоимость ТС при покупке.. Это и будет сумма амортизации легкового авто

Это и будет сумма амортизации легкового авто.

Существует другой способ расчета уровня изношенности автомобиля, который заключается в следующем:

  • проводится вычисление расчетного износа по специальным формулам;
  • полученное число умножается на балансовую (стоимость при покупке) цену автосредства.

Расчет амортизации авто на 1 километр проводится так:

  • ведется учет стоимости всех затрат по уходу за вашим транспортным средством (охладительные жидкости, масла, стоимость расходных материалов) за год;
  • высчитывается километраж, который преодолел ваш автомобиль за 12 месяцев;
  • расходы делятся на километраж, в результате чего получается стоимость амортизации автомобиля на 1 километр его пути.

Правила расчета суммы износа

  1. К однородной группе объектов применяется только один метод в течение всего срока полезного использования.
  2. В течение года проводить отчисления следует ежемесячно.
  3. Срок амортизации автомобиля определяется приказом руководителя в момент принятия объекта на баланс (на счет 02).
  4. Износ по каждому объекту следует начислять в пределах его балансовой стоимости, начиная с месяца, следующего за введением его в эксплуатацию.
  5. Не начисляйте амортизация:
  • после завершения срока полезного использования;
  • по полностью самортизированным объектам;
  • по объектам, переведенным на консервацию;
  • в период восстановления ОС, если он длится более года.

Амортизацией автотранспортных средств называют учёт их общего физического износа, а также износ отдельных компонентов.

Важно понимать, что у каждого авто есть ограниченный эксплуатационный ресурс, который постепенно, за счёт использования машины по её прямому назначению, будет уменьшаться.

Когда увеличивается износ, возрастают и расходы на обслуживание автотранспорта. Параллельно снижается доход, который может приносить машина при условии её использования в коммерческих целях.

У каждого автомобиля существует так называемый срок или период полезного использования. Он напрямую зависит от группы амортизации. В общей сложности выделяют 10 групп, но именно ТС могут относиться к 3 из них.

В группу No3 входят следующие транспортные средства:

  • легковые авто;
  • малогабаритные автобусы;
  • малые автобусы длиной не более 7,5 м.;
  • машины с показателем грузоподъёмности до 0,5 т.

Также ТС могут относиться к группе амортизации No4, куда входят:

  • автобусы с длиной не более 12 м.;
  • фургоны;
  • грузовики;
  • тягачи для прицепов;
  • инвалидные авто.

Ещё применяется группа No5. В ней учитываются:

  • легковые авто с двигателем объёмом более 3,5 л.;
  • грузовики, включая грузовые машины с грузоподъёмностью свыше 5 т.;
  • тягачи;
  • автопоезда;
  • спецавтомобили (пожарные, скорая и пр.).

То есть амортизацией можно назвать списание начальной стоимости транспортного средства, которая происходит в зависимости от степени износа. Это позволяет постепенно и по частям списать в течение всего эксплуатационного срока.

Существует специальный коэффициент для правильной амортизации автомобиля, а также разные методы расчёта. Среди них существует и ускоренная амортизация. Именно она значительно увеличила спрос на легковые автомобили, оформленные через лизинговые договоры. То есть при лизинге, учитывая срок амортизации легкового автомобиля, предпочитают использовать ускоренный метод. Но об этом немного позже.

Амортизация требуется всем, кто ведёт предпринимательскую деятельность. Причём расчёт делается не только применительно к купленным компанией машинам. Также это обязательно при принятии на работу сотрудника со своим автомобилем, который планируется использовать в служебных целях.

Амортизационные затраты фиксируют в бухгалтерских и налоговых учётах. Причём компания обязана регулярно отражать расходы. Подобные расчёты позволяют:

  • отчитаться перед налоговой о тратах фирмы;
  • оценить реальную стоимость автотранспортного средства для страховой компании;
  • эксплуатировать собственные ТС для нужд компании;
  • передавать автомобили в лизинг.

Как рассчитать срок полезного использования автотранспорта?

Следующей ступенью после выбора метода расчета амортизации будет установление срока полезного использования автомобильного транспорта. Под ним следует понимать время, на протяжении которого хозяйствующий субъект будет списывать стоимость имущества через износ. Организациям предоставляется право определять его на свое усмотрение. Причем это право распространяется не только на бухгалтерский, но и на налоговый учет.

Чтобы максимально приблизить налоговый и бухгалтерский учет, субъектам хозяйствования рекомендуется для определения срока полезного использования автотранспорта руководствоваться Классификацией основных средств, которая определена обязательным документом в целях налогового учета.

По Классификации автотранспорт (легковые, грузовые машины, автобусы) включается в разные группы. Следовательно, срок полезного использования зависит от технических характеристик и того, в какую группу Классификации включен конкретный вид автотранспорта.

Группа по Классификации Срок полезного использования
III От 3 до 5
IV От 5до7
V От 7до 10

Амортизация автомобиля.Тонкие моменты

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.

Автомобиль на балансе доставляет немало хлопот бухгалтеру. Причем проблемы связаны не только с учетом эксплуатационных расходов. Сложности возникают и при начислении амортизации.

Особенности амортизации различных типов автотехники

Автотранспорт, как и вся другая техника со временем изнашивается и все чаще требует ремонта. Поэтому предпринимателю важно точно рассчитать ежегодный, ежемесячный и ежечасный износ автотехники, чтобы оценить стоимость своих услуг наиболее правильно. Необходимо знать эти данные и при продаже транспортного средства. Разновидности транспорта имеют свои особенности при расчете амортизации:

Читайте также:  ФНС обновила показатели для назначения выездных проверок
Легковой автомобиль Необходимо знать год выпуска, пробег, срок гарантии производителя от сквозной коррозии
Грузовой транспорт Учитывается базовая стоимость, время полезного функционирования, из которого высчитывается норма износа
Автобус Необходимо узнать время полезного использования исходя из модели автобуса
Трактора Учитывается начальная цена техники, срок полезного применения, период службы
Строительная спецтехника Учитывается начальная цена с учетом всех комплектующих, но без учета стоимости шин – их амортизация высчитывается отдельно, срок ожидаемой службы

Амортизация при налоговых режимах

При применении спецрежимов налогообложения могут появиться следующие особенности:

УСН ЕНВД ЕСХН
При «доходы-расходы» в убыток вводится выплаченная стоимость транспорта, пущенного в эксплуатацию. Цена ОС уходит в расходы в продолжение текущего года. В последнем квартале списание происходит единовременно При закупке основного средства НДС уходит через амортизацию. При его дальнейшей продаже НДС «вмененщику» придется уплатить. Амортизационные суммы на возмещение цены ОС подлежат учету. А траты на модернизацию не подлежат обязательному отражению в документах

Объекты и способы исчисления

Стоит понимать, что объектами, не подлежащими амортизации, являются земельные участки и иные разновидности природопользования (к примеру, вода, недра и иные разновидности природных ископаемых), включая материально-производственные запасы, продукцию, объекты по незавершенному капитальному возведению, различные ценные бумаги.

Кроме того, амортизации не подлежат и иные разновидности амортизируемого имущества:

  • имущество, которое было куплено с применением бюджетного капитала целевого направления (финансирования);
  • объекты, относящиеся к внешнему благоустройству (к примеру, объекты лесного хозяйства, дорожного, где в процессе возведения привлекались каналы бюджетного либо же иного аналогичного финансирования);
  • продуктивный скот, к которому относят буйволов, волов, оленей и иную разновидность диких животных (причем исключением является рабочий скот);
  • купленные издания (к примеру, книги, брошюры и так далее);
  • основной капитал, включая и нематериальные активы;
  • купленные права на результаты какой-либо интеллектуальной деятельности и прочие объекты этой собственности, когда согласно подписанному соглашению оплата происходит регулярными платежами в период действия данного договора.

Все остальное является объектами амортизации.

Как учитывать полностью самортизированные основные средства

В практике нередки случаи, когда начальная балансовая стоимость основного средства полностью погашена амортизацией, но сам объект ОС продолжает использоваться и участвовать в формировании доходов предприятия.

Как рассчитать балансовую стоимость предприятия, узнайте из статьи «Балансовая стоимость основных средств – это…».

По правилам ПБУ 6/01 списать объект ОС с учета возможно только в случае его выбытия либо утраты способности приносить доход. Если же ОС продолжает использоваться, его следует продолжать учитывать для целей бухучета и при необходимости раскрывать информацию о нем в бухгалтерской отчетности.

Для чего оформляется справка о балансовой стоимости активов организации, см. в этом материале.

Аналогичной точки зрения по данному вопросу придерживаются и налоговики: если по основному средству освоено 100% амортизации, но при этом оно используется, его нужно продолжать учитывать (письмо ФНС России от 08.12.2010 № 3-3-05/128).

При этом остаточная стоимость ОС, отражаемая в балансе и определяемая как разница между первоначальной стоимостью (Дт 01) и амортизацией (Кт 02), будет равна 0.

Подробнее см. в статье «Отражаем основные средства в бухгалтерском балансе».

Как определить срок эксплуатации самортизированного объекта

Необходимо помнить, что применение СПИ за вычетом срока эксплуатации основного средства предыдущим собственником является правом, но не обязанностью налогоплательщика (п. 7 ст. 258 НК РФ). По такому основному средству покупатель вправе установить СПИ как на новый объект, если компании от этого больше выгоды. Но в этом случае амортизационные отчисления могут привести к формированию налогового убытка и, как следствие, вопросам проверяющих.

Новый закон о бухучете обязал компании все используемые формы первичных документов утвердить у руководителя и приложить к учетной политике (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)). В связи с этим маловероятно, что первичный документ, который покупатель может использовать как доказательство срока использования объекта у предыдущего владельца, может быть утвержден двумя налогоплательщиками одновременно. Скорее всего, форма будет продавца, а покупателю в таких случаях стоит в учетной политике предусмотреть возможность применения чужой формы (это, кстати, касается и других операций, например в случае с аналогами формы ТОРГ-12, которые составлены поставщиками фирмы по их собственным формам). При этом использование данных предыдущего собственника о фактическом сроке эксплуатации через первичный документ, подтверждающий передачу основного средства (аналог формы № ОС-1), является наиболее проверенным, но не единственным способом. Так, данные о фактическом сроке эксплуатации можно взять из технической сопроводительной документации, такие данные можно указать в договоре. Наконец, данные о сроке эксплуатации может содержать сам объект основных средств в электронной форме.

Читайте также:  Как переехать на ПМЖ в Израиль из России в 2023 году

Главное, чтобы в документе оставались обязательные реквизиты (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ), и неважно, будут ли они в форме, утвержденной покупателем или продавцом.

Потеря стоимости — второй тип амортизации при владении автомобилем

Конечно, для частного автомобилиста более важным показателем являются текущие расходы на автомобиль, а также их учет. Но посчитать потерю стоимость автомобиля действительно стоит. Если в случае с компаниями амортизация выполняет по пробегу, году выпуска, а также наличию повреждений и прочих моментов в истории машины, то частный автомобиль обладает несколько иными особенностями амортизации стоимости. Вам не нужно составлять бухгалтерские и отчетные документы для получения информации о том, сколько ваш автомобиль потерял в стоимости. Достаточно учесть следующие аспекты для определения реальной нынешней цены машины:

  • год выпуска машины — этот фактор всегда влияет на реальную цену автомобиля;
  • визуальное состояние кузова, а также отсутствие или наличие видимых повреждений лакокрасочного покрытия;
  • наличие в истории автомобиля ДТП, которые повлияли на конструкцию авто и стали причиной перекраски деталей;
  • состояние интерьера, потертость основных элементов этого узла вашего автомобиля;
  • средняя стоимость машин в той самой комплектации и того самого года выпуска на рынке;
  • необходимость проведения определенных работ в ближайшее время;
  • состояние двигателя и КПП — важный момент, на который обращают внимание при покупке автомобиля.

Как рассчитать срок полезного использования автотранспорта?

Следующей ступенью после выбора метода расчета амортизации будет установление срока полезного использования автомобильного транспорта. Под ним следует понимать время, на протяжении которого хозяйствующий субъект будет списывать стоимость имущества через износ. Организациям предоставляется право определять его на свое усмотрение. Причем это право распространяется не только на бухгалтерский, но и на налоговый учет.

Чтобы максимально приблизить налоговый и бухгалтерский учет, субъектам хозяйствования рекомендуется для определения срока полезного использования автотранспорта руководствоваться Классификацией основных средств, которая определена обязательным документом в целях налогового учета.

По Классификации автотранспорт (легковые, грузовые машины, автобусы) включается в разные группы. Следовательно, срок полезного использования зависит от технических характеристик и того, в какую группу Классификации включен конкретный вид автотранспорта.

Группа по Классификации Срок полезного использования
III От 3 до 5
IV От 5до7
V От 7до 10

Большинство легковых автомобилей и микроавтобусы включаются в третью группу. К четвертой можно отнести легковой транспорт малого класса, а к пятой – большого и высшего класса.

Синтетический и аналитический учет амортизации автотранспорта

Начисленный износ автотранспорта включается в расходы от обычных видов деятельности. Синтетический учет таких начислений ведется на пассивном счете 02. Счет корреспондирует со счетами 20, 25, 26, 44, 23 в зависимости от того, в какой деятельности эксплуатируется транспортное средство:

  • Дт20 Кт02 – начислен износ объекта, используемого в основной деятельности;
  • Дт23 Кт02- начисление износа по автотранспорту, используемому во вспомогательных производствах;
  • Дт26 Кт02 – начисление износа по транспорту, используемому управленческим персоналом;
  • Дт44 Кт02 – начисление износа по транспорту предприятия торговли.

С точки зрения налогового учета суммы начисленной амортизации автотранспорта относят к косвенным затратам. Предприятия, специализирующиеся на оказании транспортных услуг, относят такие издержки в состав прямых расходов. Аналитический учет ведется по каждой единице отдельно.

Как рассчитать амортизацию автомобиля?

Стандартом для средней степени амортизации автомобиля являются цифры от 15 до 20 процентов от их стоимости каждый год. Таким образом, автомобиль, который служит своему хозяину верой и правдой три года, будет стоить примерно 65-75% от стоимости нового авто.

Причём, вышеупомянутые проценты нужно считать правильно. Если, например, конкретно Ваш автомобиль теряет в цене 15% ежегодно, это не значит, что через три года он потеряет в цене 45%. Проще этот расчёт амортизации будет объяснить на примере: если новый автомобиль стоит 1 миллион рублей, то через год он будет стоить 850 тысяч (миллион минус 15%), а через два — 722 500 рублей (850 000 минус 15%), через три — 614 125 рублей (722 500 минус 15%) и так далее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *