- КОАП

Понятие и формы монополистической деятельности на товарном рынке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и формы монополистической деятельности на товарном рынке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью.

Понятие и виды монополистической деятельности на товарных рынках

Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.

Таким образом. монополистическую деятельность можно классифицировать в зависимости от субъектного состава ее участников.

1. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов

Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» хозяйствующими субъектами признаются российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Правовое положение антимонопольного органа

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время функции по контролю и надзору в области антимонопольной политики и поддержки предпринимательства возложены на Федеральную антимонопольную службу РФ.

Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Глава 2. Монополистическая деятельность (ст.ст. 10 — 14)

  1. 12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг
  2. 12.7. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках финансовых услуг
  3. Глава 9 Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности
  4. 12.5. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках
  5. Глава 12. Правовые основы обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности
  6. 12.3. Субъекты конкуренции на товарных рынках. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке
  7. 7.2. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
  8. 1. Понятие и виды органов исполнительной власти
  9. 1. Понятие и виды органов исполнительной власти
  10. § 4. Виды монополистической деятельности
  11. 7.1. Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность
  12. Тема 12. Рынок монополистической конкуренции.
  13. 2.4. Конкуренция на рынках сбыта
  14. 9.3. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
  15. § 4. Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
  16. § 1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
  17. КОНКУРЕНЦИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ

Источники: ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

Субъект малого предпринимательства – хозяйствующий субъект (ЮЛ и ИП), отнесенный в соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям.

Субъекты малого предпринимательства учитываются в специальном реестре, в которых указываются в частности наименование субъекта малого предпринимательства; вид, форма, размер и срок предоставляемой поддержки; наименование органов, предоставивших поддержку и др.

В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ предусматриваются следующие меры:

  • Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;
  • Упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • Льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  • Усиленные меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • Меры по обеспечению финансовой поддержки;
    и иные меры.

[reklama]

Предпринимательское право как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные отношения, в том числе некоммерческие и отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Предпринимательское право как отрасль законодательства – совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права и регулирующих порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Предпринимательское право как научная дисциплина – система знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли.

Предпринимательское право как учебная дисциплина – система обобщенных сведений о предпринимательском праве как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также о науке.

Предмет ПП – общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права.

Метод правового регулирования ПП – совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.

В предмет входят:

  • Предпринимательские отношения – отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
  • Связанные с ними некоммерческие отношения – отношения организационно имущественного характера, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, например по поводу регистрации ЮЛ и ИП;
  • Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности – отношения, возникающие между государственными органами и предпринимателями в процессе, например, государственного контроля (надзора);
  • Внутрихозяйственные отношения – отношения, складывающиеся внутри хозяйствующих субъектов между структурными подразделениями;

[reklama]


Источники: ГК РФ, НК РФ, ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП», ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

Индивидуальный предприниматель – физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

ИП могут зарегистрировать граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие правоспособностью, полной дееспособностью (в случае регистрации ИП несовершеннолетним требуется согласие родителей).

Не допускается регистрация физического лица в качестве ИП, если:

  • Не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;
  • Не истек год со дня признания его банкротом;
  • Не истек срок, в течение которого данно�� лицо по решению суда не может заниматься предпринимательской деятельностью;
  • Данное лицо имеет (в некоторых случаях имело) судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления;

Особенности правового статуса ИП:

  • Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам всем своим имуществом;
  • К предпринимательской деятельности ИП применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность ЮЛ, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных НПА или существа правоотношения;
  • Особая процедура банкротства;
  • Имеет некоторые особенности в области трудовых отношений между ИП и работниками;
  • Упрощенный порядок регистрации по сравнению с ЮЛ;
  • ИП чаще всего относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Читайте также:  Какие льготы ветеранам труда в 2024 году в Нижегородской области

Понятие и виды монополистической деятельности

Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, а также соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью.

Понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности: — злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке; — соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством; — иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

История мировой практики регулирования монополистической деятельности

Родиной антимонопольного (или антитрестовского) регулирования являются США, где его формирование началось принятием в 1890 г. закона Шермана, дополненного впоследствии рядом других законов и актов. Важнейшим результатом принятия закона Шермана было то, что закон давал возможность правительственным органам и частным лицам добиваться в судебном порядке запретов как ограничений свободы торговли, так и монополизации. Но закон скорее осуждал (в форме «ты не должен поступать так»), чем предписывал («поступай таким-то образом») определенное поведение. Он не давал позитивного административного регулирования поведения в сфере экономической деятельности.

Закон Клейтона, принятый в США в 1914 г., объявлял нарушениями четыре вида деятельности: ценовую дискриминацию; соглашения, связывающие покупателя условиями или не допускающие на рынок других лиц; корпоративные слияния; наличие одних и тех же членов правления в конкурирующих компаниях. Каждый запрет определялся общим условием: указанные виды деятельности являются незаконными, если «их результатом может быть значительное уменьшение конкуренции» или же если «они создают монополию в любой сфере экономической деятельности» . Статья вторая, охватывавшая ценовую дискриминацию и никогда не являвшаяся образцом ясности, была переформулирована (но не усовершенствована) в 1936 г. законом Робинсона-Патмана.

Законом о федеральной торговой комиссии (принят в США в 1914 г.) был создан административный орган с антитрестовскими полномочиями для осуществления конкурентной политики.

Проолигополистический характер антитрестовских законов проявляется в трактовке понятия олигополии. Если монополия или попытка ее установить обычно признается противозаконной, то олигополия таковой не считается, хотя власть ее на рынке весьма велика, особенно в периоды «спокойного» экономического развития.

Другая особенность антитрестовского законодательства США заключается в том, что в его основе лежат принципы, в соответствии с которыми и сама компания, и ее деятельность, которую можно трактовать как монополистическую, оцениваются прежде всего с точки зрения их влияния на эффективность хозяйства. Если признается, что подобная деятельность способствует повышению эффективности, компания может не подвергаться антимонопольным санкциям.

Так, объединение угольных компаний «Аппалачиан коул», созданное с целью поддержания цен на определенном уровне за счет сокращения объемов производства, не было признано в 1933 г. виновным в нарушении антитрестовского закона, поскольку сочли, что в условиях перепроизводства компании вправе поддерживать «справедливые» цены. В 1972 г. соглашение участников ассоциации мелких и средних розничных продавцов, ограничивающее продажи каждого из них на оговоренной территории и тем самым предотвращающее конкуренцию между ними, не было признано противозаконным, поскольку указанное соглашение способствовало конкуренции членов ассоциации с другими, более влиятельными участниками рынка (и это перевесило антиконкурентный эффект самого соглашения).

Указанная особенность антитрестовского законодательства органически связана и со стремлением сохранить оптимальное функционирование механизма олигополии. Этот механизм основан на своеобразном сочетании в рамках олигополии монопольно-регулирующих и конкурентных сил. Монопольно-регулирующие силы возникают на базе тех или иных форм взаимодействия крупных производителей в их рыночной политике. Конкуренция включает в себя как методы снижения цен, так и различные виды неценовой конкуренции.

Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках

Цель данной темы – раскрыть особенности монополии.

Задачи:

  • рассмотреть характерные черты монополии;
  • исследовать основные формы и виды монополий;
  • проанализировать антимонопольное законодательство за рубежом;
  • рассмотреть особенности государственного регулирования монополий в России.

ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

  • установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

  • значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

  • укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

  • политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии заключаются в следующем:

  • вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

  • компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

  • производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

  • производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

  • покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

На практике выделяют следующие виды монополий:

  • естественная монополия;

  • искусственная монополия;

  • открытая монополия;

  • государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

  • ценовое маневрирование;

  • хозяйственный бойкот;

  • демпинг цен;

  • промышленный шпионаж;

  • спекуляция ценными бумагами.

Тема 16. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках

Источники: ФЗ «О информации, информационных технологиях и защите информации», ФЗ «О коммерческой тайне»

Информационные отношения – общественные отношения, связанных с процессами сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

К информации, составляющей коммерческую тайну, относятся:

  • Сведения любого характера о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере;
  • Сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют коммерческую ценность.

Обязательным условием при этом является то, что у третьих лиц нет свободного доступа к данным сведениям. Также есть сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, например, сведения, содержащиеся в учредительных документах лица, осуществляющего ПД.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, в частности, вправе:

  • Устанавливать, изменять или отменять режим коммерческой тайны;
  • Использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке;
  • Защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну.
Читайте также:  Выдача копии трудовой книжки работнику: этапы, условия, нюансы

Источники: ФЗ «О рекламе»

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке

Объектами рекламирования являются:

  • Товар;
  • Изготовитель или продавец товара;
  • Средства индивидуализации ЮЛ и товара;
  • Результаты интеллектуальной деятельности или мероприятие, на привлечение к которым направлена реклама.

[reklama]

Виды рекламы:

  • По соответствию законодательству – надлежащая и ненадлежащая;
  • По составу аудитории – сильно сегментированная, средне сегментированная, слабо сегментированная;
  • По цели – коммерческая (реклама товаров, работ и услуг) и некоммерческая (социальная);
  • По способу распространения – печатная, внешняя, электронная и др;
  • По виду рекламируемого товара – пищевая продукция, алкогольная продукция, лекарственные средства, ценные бумаги и т.п;
  • По способу воздействия – зрительная, слуховая, зрительно-слуховая;
  • По широте охвата аудитории – локальная, региональная, общенациональная, международная.

Источники: ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Приватизация государственного и муниципального имущества – возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц.

Законодательство РФ о приватизации состоит из ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и принимаемых в соответствии с ним других ФЗ и иных НПА РФ, а также законов субъектов и НПА субъектов.

Объект приватизации – то государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с ФЗ.

[reklama]

Субъектами приватизации являются:

  • Продавцы и покупатели государственного и муниципального имущества;
    а) Продавцы (собственники) – РФ, Субъекты РФ и муниципальные образования. От их имени действуют Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;
    б) Покупатели государственного имущества – любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий; государственных и муниципальных учреждений, а также ЮЛ в уставном капитале которых доля РФ, Суьъектов РФ или муниципальных образований превышает 25%;
  • Государственные органы, осуществляющие функции в данной сфере.

Основными принципами приватизации являются:

  • Равенство покупателей государственного и муниципального имущества;
  • Открытость деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
  • Возмездность отчуждения имущества.

Порядок приватизации, в частности, включает в себя следующие этапы:

  • Определение состава имущества, подлежащего приватизации;
  • Определение цены такого имущества;
  • Решение об условиях приватизации имущества;
  • Информационное обеспечение приватизации.

Способами приватизации являются

  • Преобразование унитарного предприятия в АО или ООО;
  • Продажа на аукционе или специализированном аукционе;
  • Продажа на конкурсе;
  • Продажа посредством публичного предложения и др.
База знаний псисфера Самопознание и саморазвитие 1
Обсессивно-компульсивное расстройство Психическое здоровье 3
галлюцинации Психическое здоровье 2
Психологческая бессмысленность Самопознание и саморазвитие 3
Лечение наркотической зависимости Зависимости, вредные привычки 3

ЛЕКЦИЯ № 39. Монополистическая деятельность и ее виды.

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Доминирующее положение на рынке – положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйственных субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»). Доминирующее положение на рынке занимает хозяйствующий субъект в случаях, если:

1) доля его на рынке определенного товара превышает 50 %, если не установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля его на рынке определенного товара составляет менее чем 50 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»);

3) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50 %, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70 % (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции») (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8 %);

4) в течение длительного периода времени относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

5) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.

Опасность доминирующего положения на рынке для торговли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимонопольный орган при нарушении антимонопольного законодательства.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) не обоснованные экономически или технологически сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Читайте также:  Молодой специалист на селе программа 2024 учитель светлоград

По своим видам монополистическая деятельность делится на:

1) индивидуальную;

2) коллективную;

3) договорную;

4) внедоговорную.

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Допускаются соглашения:

1) в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии;

2) между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20 %.

Федеральный закон «О защите конкуренции» допускает действия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей;

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Тема 16. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках

Среди признаков, наличие которых признают монополистическими, выделяют следующие:

  1. Доля выпускаемой одной компанией продукции на рынке не меньше 50%.
  2. Часть товара не превышает 50%, но доминирующее положение юридического лица на рынке установлено антимонопольным органом (т. е. компанию включили в реестр монополистов).
  3. Доля производимого товара 3-мя компаниями превысила 50%.
  4. Совокупная часть производимой продукции 5-ти компаний составила не менее 70%. Данное положение действует, если доля хотя бы одной из фирм в объединении составляет не меньше 8%.

Долгое время доли хозяйствующих субъектов не подвергались серьезным изменениям, при этом доступ на рынок остальным компаниям был ограничен.

Понятие монополистической деятельности

Юридическое определение монополистической деятельности (далее — МД) содержится в п. 10 ст. 4 закона № 135-ФЗ. Под МД понимается злоупотребление предпринимателем (либо группой предпринимателей) своим доминирующим положением на рынке, выражающимся в запрещенных законодательством действиях (в случае группы предпринимателей — действиях и соглашениях) либо иных запрещенных деяниях, прямо названных законодательством МД.

Таким образом, признаки монополистической деятельности — это сочетание доминирующего положения на рынке с запрещенными деяниями, о которых мы расскажем далее.

Можно выделить 3 группы случаев, являющихся МД:

  • доминирующее положение предпринимателя, сопряженное с набором запрещенных деяний;
  • запрещенные законом соглашения группы предпринимателей;
  • иные запрещенные законом действия.

Правовое положение антимонопольного органа

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время функции по контролю и надзору в области антимонопольной политики и поддержки предпринимательства возложены на Федеральную антимонопольную службу РФ.

Федеральный антимонопольный орган для осуществления ϲʙᴏих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих должностных лиц.

Важность документирования преступных действий в монополистической сфере

Монополистическая деятельность на рынке является одним из проявлений преступной экономики, которая нарушает основы конкуренции. В такой сфере, особенности рекламы принимают форму продвижения товара путем подавления конкурентов и создания монополии.

Одним из важных вопросов в такой области является документирование преступной деятельности и ее последствий. Изучение этих документов способно предоставить информацию о нарушениях конкуренции на рынке и нечестной практике монополистического предприятия.

Документирование преступных действий в монополистической сфере позволяет обнаружить и выявить схемы и приемы, которые используются монополистами для подавления конкуренции. Также, этот процесс может помочь в отслеживании и расследовании различных нарушений правил рынка, таких как незаконное влияние на стоимость товара или неправомерные действия в области ценообразования.

Документирование преступных действий в монополистической сфере является важным инструментом для борьбы с недобросовестными монополистами и защиты интересов потребителей. Информация, полученная из документов, может быть использована в судебных процессах и служить доказательством нарушений конкуренции и законов о монополистической деятельности.

Таким образом, документирование преступных действий в монополистической сфере является неотъемлемой частью борьбы за честную конкуренцию на рынке и защиты прав потребителей. Это помогает предотвратить и пресечь незаконные практики монополистов и обеспечить справедливую и равноправную среду на рынке.

Монополистическая деятельность на товарном рынке и ее виды

Опубликовано: 14. Данное определение является общим для товарных и финансовых рынков. Классификация монополистической деятельности: 1 в зависимости от числа участников индивидуальная или коллективная ; 2 исходя из оформления отношений договором носящая договорный или внедоговорный характер. Виды монополистической деятельности субъектов предпринимательства: индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления своим доминирующим положением на рынке; соглашения согласованные действия субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию. Согласованные действия хозяйствующих субъектов их результат соответствует интересам каждого из указанных субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого субъекта вызваны действиями иных субъектов и не являются следствиями обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Отдел контроля монополистической деятельности и торговли

Доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Антимонопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. В настоящее время таким органом является Федеральная антимонопольная служба, Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.

.

.

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от № (в редакции от.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *