- КОАП

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков под ИЖС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установленные предельные максимальные размеры земельных участков под ИЖС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Градостроительный кодекс РФ обязывает местные власти утверждать для городских и сельских населенных пунктов градостроительные регламенты. Эти документы устанавливают, в каком порядке можно застраивать земли в черте поселения: от зонирования всего поселения до архитектурного облика здания, уместного на определенной улице.

Как устанавливаются предельные размеры земельных участков

Предельные размеры площадей земельных участков (ЗУ) устанавливаются правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).

В каждом регионе размеры земли под ИЖС регулируются по-разному в зависимости от нормативных актов.

Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.

Они применяются:

  • при выкупе или аренде ЗУ у муниципалитета;

  • при разделе участков;

  • при выделе наделов из общедолевой собственности;

  • при объединении участков;

  • при выделе участка ЛПХ (личного подсобного хозяйства) из земель с/х назначения.

Земельные участки, площади которых не соответствуют установленным предельным нормам, не регистрируются в ЕГРН.

Максимальный и минимальный размер участка ИЖС может существенно отличаться в разных субъектах Федерации. И даже в разных населенных пунктах одного субъекта.

Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:

  • в федеральной собственности — в соответствии с федеральными законами;

  • в региональной собственности — в соответствии с региональными законами;

  • в муниципальной собственности — регламентируются муниципальными нормативными актами.

Глава 2.3. Требования к образуемым и изменённым земельным участкам

Требования к образуемым и изменённым земельным участкам (например, в случае уточнения описания местоположения границ земельного участка в ЕГРН) предусмотрены ст. 11.9 ЗК РФ.

Их несоблюдение в соответствии со ст.ст. 26 и 27 закона № 218-ФЗ является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта.

Рассмотрим данные требования подробнее.

  1. Соблюдение предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков
  • Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами в составе ПЗЗ.
  • При этом в ПЗЗ встречаются два способа определения предельных размеров участков:
  • а) конкретные значения площади участка;
  • б) указание на то, что размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой объектами капитального строительства с элементами благоустройства и инфраструктуры.
  • Например, в ПЗЗ Санкт-Петербурга[1] (на примере градрегламентов за пределами объединённых зон охраны объектов культурного наследия, приложение № 7 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга) используются оба способа определения предельных размеров участка:
  • общим правилом определения предельных размеров участков является следующее: предельный размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой существующим или размещаемым в его границах объектом капитального строительства и обеспечивающей соблюдение установленных ПЗЗ предельных параметров строительства, реконструкции, в том числе минимальной доли озеленения земельных участков, минимального количества мест для стоянки индивидуального автотранспорта в границах земельного участка, а также соблюдение строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • для некоторых зон, помимо данного указания, установлены конкретные предельные размеры участков. Например, для зоны садоводств (Т1Ж1) предусмотрено, что минимальная площадь земельных участков для ведения садоводства составляет 600 кв. м, для ведения огородничества – 200 кв. м, для индивидуального жилищного строительства – 600 кв. м.

Конкретные предельные размеры участков предусмотрены и ПЗЗ городского округа Балашиха Московской области[2], в которых, например, предусмотрено, что предельные размеры участков с ВРИ «малоэтажная, среднеэтажная, многоэтажная жилые застройки» составляют от 30 000 до 1 000 000 кв. м, с ВРИ «магазины» – от 500 до 10 000 кв. м.

Одновременно существуют примеры, когда предельные размеры участков, на которые распространяется действие градрегламентов, не устанавливаются ПЗЗ. Так, в соответствии с ПЗЗ Москвы[3] минимальные и максимальные размеры земельных участков, в том числе их площадь, во всех территориальных зонах в городе Москве не устанавливаются.

Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (п. 4 ст. 36 ГрК РФ) или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (п. 6 ст. 36 ГрК РФ), определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.

Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков в Москве

В соответствии с региональным НПА, оформленным в виде Правил землепользования и застройки г. Москвы, предельные параметры не устанавливаются ни для какой территориальной зоны в пределах города.

Любое введение ограничения или фиксирования пределов размеров участков земли, передаваемых муниципалитетом, должно быть санкционировано городской Думой. Однако, предпосылок к тому, что территория города Москвы будет поделена на участки с целью передачи частным лицам, не предвидится.

Читайте также:  Пенсия в Турции 2024 средняя

Делая вывод, поймите, что в случае установленных максимальных пределов по региону в размере 10 соток, администрация поселения не обязана выдавать только по 10 соток. Существуют дополнительные возможности пересмотреть предельно разрешенную величину размера участка.

Для этого нужно предоставить данные о количестве человек, которые планируют ИЖС на территории. Учтите, что в расчет предельного размера территории берутся все планируемые строения на участке.

Учитывается и возможная экологическая и санитарная безопасность при проживании определенного количества людей на участке земли в доме. Для ИЖС обычно выделяются участки в 6 – 8 соток.

Комментарий к Ст. 33 ЗК РФ

1. Положение о том, что нормы предоставления земельных участков гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства устанавливаются законами субъектов РФ, основано на общих полномочиях субъекта РФ в области регулирования земельных отношений, установленных ст. 10 ЗК. При этом следует заметить, что при предоставлении гражданам земельных участков из федеральной собственности их предельные размеры могут быть определены и Российской Федерацией как собственником. На это указывает и п. 2 комментируемой статьи.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи предельные размеры земельных участков не могут быть установлены подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектов РФ и могут быть установлены любым нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Так, в Московской области действует Закон Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области». Согласно этому Закону минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Московской области, составляют: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 2,0 га; садоводства — 0,06 га; огородничества — 0,04 га; дачного строительства — 0,06 га. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Московской области, составляют: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 40,0 га; садоводства — 0,15 га; огородничества — 0,10 га; дачного строительства — 0,25 га.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи указывается на нормативные и ненормативные акты, устанавливающие общие градостроительные, противопожарные, санитарные правила, правила об определении границ охранных зон и т.п. Данные нормы установлены целым рядом подзаконных нормативных актов.

Нормы предоставления земельных участков закреплены и некоторыми нормативными актами субъектов РФ, например г. Москвы и Московской области.

Обратим внимание на то, что согласно площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 Кодекса.

На какие земли не распространяются предельные значения

Минимальные и максимальные размеры не определяются в отношении участков, которые формируются в процессе их изъятия для нужд государства или муниципалитета в целях размещения конкретных объектов на полученной земле при отсутствии иных доступных вариантов:

  • сооружения и сети энергетических систем как федерального, так и регионального значения;
  • объекты федерального и регионального уровня: транспорта, связи, путей сообщения, информатики;
  • объекты государства или субъекта, которые необходимы для обеспечения оптимальной деятельности субъектов естественных монополий;
  • сооружения и сети водо-, тепло-, газо- и электроснабжения муниципальных субъектов;
  • дороги для транспортных средств любого уровня.

В дальнейшем, после изъятия, осуществляется перевод земли в другую категорию и определение конкретного градостроительного регламента.

Зависимость размера от целевого назначения

Законодательство на Федеральном уровне устанавливает следующие минимальные и максимальные размеры земельных участков в зависимости от целевого назначения:

Целевое назначение Минимальный размер, га Максимальный размер, га
Ведение фермерского хозяйства 2 40
Садоводство 0,6 0,15
Огородничество 0,4 0,10
Дача 0,06 0,25

Если площадь участка не соответствует установленным нормативам

В жилищном поселении или индивидуальном жилищном строительстве может возникнуть такая ситуация, когда площадь участка не соответствует установленным нормативам. Нормативы определены в правовых актах и зависят от типа земли, на которой расположен участок.

Минимальные и максимальные значения размеров участка и процента застройки устанавливаются для каждого типа земельного участка отдельно. Если площадь участка не соответствует установленным нормативам, необходимо определить, какие правила и ограничения распространяются на данное использование земли.

В случае, если площадь участка меньше, чем минимальное значение, установленное для данного типа земли, то такой участок не подлежит выделению индивидуального жилищного участка. В таком случае возможно использование данного участка только в соответствии с целями, предусмотренными для данного типа земли.

Если же площадь участка превышает максимальное значение, установленное для данного типа земли, то владелец участка не может определить его часть для индивидуального жилищного строительства. В этом случае возможны различные варианты: использование участка под другую цель, либо подача заявки на изменение предельных значений размеров участка.

Что делать, если площадь участка не соответствует установленным нормативам, зависит от конкретной ситуации и требует обращения к документам, регулирующим использование земли. При необходимости можно обратиться в органы местного самоуправления, чтобы получить консультацию и рекомендации по определению дальнейших действий.

Нормы и правила регулирования

Земельным Кодексом Российской Федерации определены общие показатели минимального и максимального размера и площади земельного участка ИЖС.

Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:

  • для участков, находящихся в федеральной собственности нормативы устанавливаются в соответствии с федеральными законами;
  • к землям, находящимся в региональной собственности применимы региональные законы;
  • размеры земельных участков муниципальной собственности регламентируются муниципальными нормативными актами.
Читайте также:  Выплаты на третьего ребенка в 2024 году в Кемеровской области

Подобное земельное регулирования целесообразно и полностью соответствует территориальной политике государства.

Предельные размеры земельных участков для территориальных зон

Понятие территориальной зоны раскрывает статья 1 Градостроительного кодекса РФ. Указанный термин предполагает определенную зону, в отношении которой правилами по землепользованию и застройке установлены границы, а также разработана специальная градостроительная регламентация.

  • назначаемые в границах определенных территориальных зон видов разрешенной эксплуатации землевладений, а также любых объектов, располагающихся выше или ниже поверхности наделов;
  • эксплуатация при их застройке и дальнейшее использование капитальных построек;
  • минимально и максимально допустимые площади земель и возможное строительство, реконструкция капитальных объектов;
  • ограничение землепользования и капитальных строений.

Относительно любой территориальной зоны градостроительным регламентом предусматривается основа правового режима землевладений.

Правила градостроительной регламентации должны соблюдаться каждым собственником участка, землевладельцем, землепользователем либо арендатором надела. При этом не играет роли ни форма собственности, ни другие правомочия по отношению к земле.

Не забывайте о том, что на основании части 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, землевладение и любое имущество, которое с ним неразрывно связано, в некоторых обстоятельствах могут приниматься как противоречащие действующей градостроительной регламентации территориальной зоны, если:

  • разрешенное землепользование не включено в список возможных видов допустимого землепользования;
  • габариты участка отличны от установленных предельных норм, которые предусмотрены градостроительной регламентацией.

Допустимые показатели площади наделов земли и установленные нормы возможного строительства, произведения реконструктивных работ в отношении капитальных построек, могут состоять из:

  • сведений о наибольшей и наименьшей площади землевладений;
  • информации о минимальном отступе от границы надела для установления территорий возможного возведения построек и сооружений, за чертой которой постройка объектов недвижимости не разрешается;
  • максимальной этажности либо показателя высоты недвижимых объектов;
  • наибольшей доля застройки в пределах землевладения, устанавливаемой как соотношение общей площади надела, которую можно застроить с общей площадью земли;
  • прочих данных.

Границы территориальной зоны фиксируются посредством создания карт по градостроительному зонированию. Такие карты вместе с прочей градостроительной регламентацией считаются составляющими ПЗЗ.

Определение границ территориальной зоны должно соответствовать нормам, устанавливающим принадлежность любого землевладения лишь к одной территориальной зоне. Создание единого надела из нескольких земель, относящихся к различным территориальным зонам, не представляется возможным. Обычно установление территориальных зон относительно отдельного землевладения не производится.

Минимальная площадь участка под ИЖС

Единый для каждой области минимальный размер земельного участка под ИЖС фактически отсутствует. Поскольку, как отмечено выше, каждый регион в границах определенных федеральным законодательствам определяет на своей территории эту величину самостоятельно.

Фактически на государственном уровне установлено, что минимальный размер участка под ИЖС составляет 3 сотки. Меньше участок для целей строительства жилого дома не может выдаваться, больше – свободно.

На деле, некоторыми регионами устанавливается минимальный размер участка под ИЖС больше предписанного минимума, и порой в несколько раз больше, если земельные угодья на территории муниципалитета это позволяют. Не каждый регион может себе позволить установить большие значения в виду ограниченности территории и большой плотности населения. Это касается в первую очередь Ленинградской и Московской областей.

Минимальная площадь участка под ИЖС

Точный минимальный размер земельного участка под ИЖС, на котором можно возводить дом, в законе не указан. Законодательство лишь обозначает общие положения, которыми должны руководствовать правительства регионов при определении минимальной величины территории, предназначенной под жилой дом.

Величина надела должна определяться исходя из следующих параметров:

  • площадь региона;
  • площадь свободных территорий региона, в которых допускается индивидуальное строительство. Если в регионе присутствует большое количество свободных территорий вблизи городов, то значение наименьшего возможного надела земли будет существо больше, чем в регионе с ограниченными свободными землями;
  • численность населения. При большой плотности населения количество свободного пространства, которое можно выделять под личные дома, значительно меньше, чем в областях с маленькой плотностью жителей;
  • плотность жилой застройки в пределах муниципального образования.

Как поменять категорию участка на ИЖС?

Существует несколько законных способов:

  1. Изменение категории земли через акт местной администрации – чаще всего используется владельцами участков, кто хочет перевести свои земли из статуса сельскохозяйственных в категорию «населенных пунктов». Процедура проводится органами власти, в процессе расширения поселения и роста числа жителей, с целью привлечения новых жильцов и развития экономики. Как уже было сказано ранее, эта процедура возможна, но довольно трудо-, денежно затратна;
  2. Выделение из искусственно аэрируемых ранее не востребованных территорий. Перераспределение и преобразование земель в статус ИЖС возможны в результате решения властей;
  3. Раздел имеющихся участков под ИЖС – по субъективным и объективным причинам (выделение доли наследства, раздел материальных ценностей при разводе и т. д.).

Если первые 2 варианта определяются законодательно, то для того, чтобы разделить землю необходимо озаботиться следующими вопросами:

  • Разделение земельной собственности на несколько отдельных наделов со статусом ИЖС. Это возможно только, когда вновь созданные территории будут не меньше минимальных норм по площади. Земельные наделы, не соответствующие установленным параметрам ИЖС, не подлежат узакониванию и не могут быть застроены. Перед началом процесса разделения, получите выписку из регистрационных актов, а также закажите справку в муниципалитете о правилах застройки в вашем регионе;
  • Не забудьте проконтролировать правильность расположения границ участка и реальных параметров на бумаге. Для этого лучше всего привлечь геологические / геодезические службы. После проведения всех работ, уже можно принимать решение о разделе. И проводить процедуры узаконивания новых территорий со статусом ИЖС.
  • Регистрация прав собственности, получение кадастровых номеров, и оформление всех документов, должны проходить в соответствии с законом, в установленные сроки.
Читайте также:  Льготы Москвичам пенсионерам в 2024 году

Нормативные акты и градостроительный регламент

Под санитарным минимумом на сегодняшний день предусматривается определенный фактор, в соответствии с которым земли можно будет отнести или не отнести к категории делимых. Данный норматив устанавливается нормами, прописанными в Законе №136-ФЗ, принятом 25 октября 2001 года.

Региональным властям в соответствии с действующим законодательством предоставляется возможность внесения корректировок в минимальные размеры площадей, но сделать это можно только в сторону увеличения.

В ведении муниципальных органов на сегодняшний день присутствует определение требуемых площадей для различных земельных участков, Которые предоставляются гражданам из перечня земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, используемые под всевозможные сады, огороды или подсобное хозяйства.

Как написать дарственную на дом и участок — читайте в этой публикации.

Какими должны минимальные размеры земельных участков в РФ в 2021 году

До начала марта 2015 года все вопросы, связанные с выделением земельных участков и определением их размеров, решали местные и региональные власти. При администрации существовали специальные Комиссии, которые рассматривали заявления каждого гражданина

. Это положение было сформулировано в Земельном кодексе, статье 33.

В ведении муниципалитетов было также выделение земли, связанное с категориями и видами разрешенного использования.

С принятием Федерального закона №171 «О внесении изменений в Земельный кодекс» определение размеров большей части наделов стало прерогативой земельного законодательства. В решении каждого вопроса определяющим является дальнейшее использование земли.

Если по отношению к определенному наделу действует градостроительный регламент, то его размеры определяются Правилами пользования земельными ресурсами.

Если участок имеет другое целевое использование, то — Федеральными законами и земельным законодательством. В основе этого положения лежит статья 11.9 ЗК России.

Разрешенная Площадь Ижс Ростовская Область 2020

Обратите внимание, что оплата госпошлины в текущем году не требуется.

При отказе в начале строительства собственник вправе подать судебную жалобу, а при полученном разрешении период возведения дома должен составить не более 10 лет.

Различных нюансов, задержек может быть много, в основном они имеют финансовый характер, но это не особо важно. По истечении 10 лет придется оформлять разрешение на застройку заново.

Жилищная комиссия проверяет все бумаги около 10 дней. Одобрение застройки участка дает право перейти к активным действиям, закладывать фундамент, закупать стройматериалы и т.д. Бывает и отказ. Причин может быть несколько, к примеру, несоответствие проекта строительным нормам или несогласие соседей на возведение высокого дома среди дачных участков.

Площади земельного надела для ИЖС

Нормы минимальных размеров земельных участков под ИЖС, установленные органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъекта РФ, не могут быть ниже показателей, принятых на федеральном уровне.

Наименьший размер участка под жилищное строительство не может устанавливаться нижи 3 соток.

Даже при согласии гражданина, желающего получить землю под частную застройку, занять меньшую площадь, служба Росреестра не оформить право собственности на такой участок.

Максимальный размер земельного участка под ИЖС значительно различается в разных регионах и в конкретных муниципальных образованиях.

Среднее значения его равняется 30 соткам, но тем не менее более точные сведения нужно узнавать в конкретном городком или сельском поселении, или субъекте РФ.

Если превысить предельный размер участка, то такой участок также не сможет пройти процедуру гос. регистрации.

Какие нормативы регулируют вопрос

Первоочередной учет основополагающих правил не означает, что нет других официальных указаний и ограничений. Реалии современного существования предусматривают необходимость выполнения пунктов, указанных в других документах, учитывающих риски от источников комфорта, освещения или тепла.

Пожарные требования, предписывающие соблюдение безопасной удаленности, устраняют возможность возгорания от потенциальных источников угрозы. Наличие необходимого отступа от линий электропередачи, надземных и подземных, и газопровода не только позволяет избежать их повреждений, когда производится рытье траншеи при строительстве.

Это еще и забота о жизни и здоровье людей, которые будут проживать или работать в возведенном здании. При строительстве жилого дома застройщику нужно учитывать следующие нормативные документы:

  • СНиП – разработанные еще в советское время, а впоследствии неоднократно отредактированные и дополненные, чтобы привести их в соответствие с современными законодательными реалиями;
  • СанПиН – нормы эпидемиологической и санитарной безопасности, выведенные путем осуществления научных исследований и обеспечивающие отсутствие заражения окружающей среды, безопасность людей от возможного инфицирования;
  • противопожарные расстояния, регламентированные ФЗ № 123, – меры, направленные на предотвращение возгораний зданий от потенциально опасных объектов. В Федеральном Законе указано, на каком расстоянии допускается возведение жилых зданий и бытовых строений;
  • Градостроительный кодекс указывает необходимое дистанцирование объектов недвижимости от общественных зданий, гаражей, образовательных и лечебных учреждений, предельные расстояния до дороги;
  • ПЗЗ – правила землепользования и застройки;
  • КоАП предусматривает целую систему санкций: штрафов и наказаний за нарушение предписаний в документах, приравненных к законодательным.

Именно они определяют, какими должны быть необходимые расстояния на основании существующих законов, проверяя планы застройщиков, внося коррективы, если в проектировании допущены ошибки. Они же утверждают нормативы, каким образом необходимо размещать различные типы строений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *