- КОАП

Мало насчитали по ОСАГО что делать в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мало насчитали по ОСАГО что делать в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

По закону для урегулирования спора по ОСАГО гражданин обязан сначала обратиться с претензией к страховой, затем к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг и только потом в суд (если на предыдущих этапах вопрос не был урегулирован).

Выплата пришла, но мало – что делать?

Первое, что нужно понимать, с чем связана такая маленькая выплата, для этого необходимо письменно обратиться к страховщику с заявлением, в котором потребовать ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также выдать копию акта о страховом случае. Копию акта обязаны выдать в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления.

Из этих документов можно будет сделать вывод о том, есть ли вина страховщика в том, что за полученные повреждения выплачено мало, или нет. Ведь сумма выплаты может быть меньше, чем стоимость ремонта и по независящим от страховщика причинам, например, большая разница между стоимостью запчастей в справочнике РСА, который обязателен при расчете стоимости ремонта по ОСАГО, и рыночной стоимостью деталей в магазинах.

Размер возмещения по ОСАГО

Если в результате ДТП был причинен имущественный вред, а у виновника был полис ОСАГО, то необходимо обращаться за возмещением в страховую.

В некоторых случаях потерпевший в ДТП может обратиться за прямым возмещением в свою страховую. Потерпевший может сделать это при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в результате ДТП вред был причинен только имуществу;
  • в ДТП участвовали водители, у каждого из которых есть действующий полис ОСАГО.

В большинстве случаев ОСАГО обеспечивает ремонт. Это разъяснено в пункте 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО. Однако деньги будут выплачены, если:

  • Жертва мертва;
  • Потерпевший получил травмы средней или тяжелой степени тяжести или стал инвалидом;
  • Машина полностью уничтожена;
  • Страховая компания и потерпевший заключили письменное соглашение о денежной компенсации;
  • 50 км от места жительства пострадавшего, нет службы, способной отремонтировать автомобиль, или страховая компания не сотрудничает с такой службой;
  • Цена ремонта превышает лимиты, установленные Евро протоколом, и требуется доплата.

Почему СК уменьшает выплату

Расчет страховки по ОСАГО осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Центробанком РФ. Несмотря на это нередко возникают расхождения в оценке причиненного ущерба, исчисленного СК, и реальной стоимостью ремонта.

На результат расчета оказывают влияние:

  • профессиональная подготовка эксперта;
  • невозможность доступа к скрытым повреждениям;
  • условия осмотра – низкий уровень освещения, загрязнение автомобиля и др.

Существуют законные основания занижения размера возмещения:

  • исключение некоторых повреждений из расчета – в расчете не учитываются затраты на восстановление лакокрасочного покрытия, если площадь повреждения составляет более 25%;
  • износ заменяемых деталей – по данному критерию сумма компенсации может быть уменьшена до 50% от цены новой детали;
  • утеря товарной стоимости – по закону СК должна учитывать этот показатель в расчете, но на практике добиться этого получается только в суде.
Читайте также:  Сроки выплаты жилищной субсидии военнослужащим в 2024 году согласно законодательства РФ

Почему страховая занижает выплату по ОСАГО

Все дело в том, что такое случается по ряду причин. Рассмотрим каждую:

  • Способ оценки. Все специалисты делают осмотр, как говорится на ощупь и глаз. В результате этого итоговая сумма ущерба может значительно различаться.
  • Профессиональные навыки специалиста. Не секрет, что многое зависит от профессионализма эксперта. Опытные специалисты могут подготовить отчет не только быстро, но и максимально достоверно, чего нельзя сказать про новичков.
  • Условия осмотра. Это основной фактор, который играет значимую роль. Машина должна быть представлена в чистом виде, в светлое время суток. При плохом освещении часть повреждений может быть не замечена и не учтена при составлении отчета.

Необходимо учитывать, что страховщики могут занизить сумму компенсационной выплаты также по законным причинам.

Как понять, было ли занижение выплаты

Какой бы надежной не казалась страховая компания, но если речь идет о причитающихся к выплате деньгах, необходимо перепроверять все ее расчеты. Это касается и возмещения по ОСАГО.

Перед тем как воспользоваться услугой ремонта от СК, нужно самостоятельно рассчитать размер причиненного ущерба и предполагаемую сумму возмещения. Такая возможность доступна в форме калькуляторов расчета ущерба на многих сайтах, в том числе и сайте Российского союза автомобилистов (РСА). Кроме этого, можно воспользоваться услугами независимых экспертов по оценке ущерба. Необходимо сравнить данные самостоятельной экспертизы со сведениями в предоставленных СК документах.

Если обещанная страховой компанией сумма выплаты меньше той, которая получилась на других ресурсах, скорее всего, ее занизили.

Если разница в значениях суммы возмещения полученной самостоятельно и рассчитанной СК не превышает 10%, такое расхождение считается допустимой погрешностью. Суд не будет считать это недоплатой.

Эти два критерия влияют на снижение общей суммы выплаты по ОСАГО. Это может привести к тому, что выплаты будут меньше, чем стоимость ремонта автомобиля после аварии.

Но каковы причины? Ну, вот:.

  • Износ компонентов — это просто физический износ компонентов в процессе эксплуатации автомобиля. Чем старше автомобиль, тем выше скорость износа деталей. В связи с этим страхование ОСАГО осуществляется в недостаточном объеме. Однако максимальный размер амортизации не может превышать 50%. Об этом говорится в статье 12(19) Закона «О страховании ОСЭ», который действует для автомобилей старше 5 лет. В результате, если у вас есть такой автомобиль, ваш страховщик может рассчитать амортизацию в размере 50% и уменьшить выплаты по ОСАГО ровно наполовину. Кроме того, при расчете допускается погрешность до 10%. Это активно используется страховщиками для снижения компенсаций пострадавшим.
  • Каталог РАМИ — это предварительный и рабочий каталог цен, используемый в качестве основы для расчета требований ОСАГО. Недостатком является то, что стоимость компонентов в этих каталогах часто отличается от рыночных цен. Эта разница может достигать 200%. А рассчитывая стоимость по единой методике Банка России, 755-П, 4 марта 2021 года, страховые компании по сути опираются на устаревшие комплектующие, что в конечном итоге приводит к неправильным расчетам. И снова страдают жертвы дорожных аварий.
Читайте также:  Какая сумма пособия по безработице в 2024 году

Добавьте ко всем этим факторам стоимость запчастей, которые замаячат после марта 2022 года, и вы получите безрадостную картину: в 90% случаев страховщики заранее рассчитывают сумму, которой не хватит на восстановление вашего автомобиля. К сожалению, это реальность!

Досудебная претензия по ремонту ОСАГО

Если между страховщиками возникли разногласия по полису ОСАГО, обязательным условием для обращения в суд является предварительная письменная претензия.

Ранее разногласия между сторонами возникали в основном по поводу суммы выплат; поскольку ремонт по ОСАГО рассчитывается по тарифам, установленным Центробанком, вероятность оспаривания суммы снижается. Однако существует право на обращение в суд, если срок ремонта истек.

Вам также следует помнить, что вы по-прежнему имеете право на получение материального вознаграждения. Поэтому, если ваш случай подпадает под одну из вышеперечисленных категорий, но страховщик отказывается выплатить вам денежное вознаграждение, вы также можете иметь законное право на переезд.

Вам может понадобиться провести независимую проверку, прежде чем подавать иск в суд. Это делается официально за счет страховой компании. Однако если они отказываются оплачивать ваши расходы, а вы отказываетесь платить из своего кармана, вы должны подать апелляцию в суд и получить возмещение в случае успеха вашего дела.

В заявлении должна быть информация об обеих сторонах, указана суть претензии и, при необходимости, банковские реквизиты (например, для долгосрочных претензий).

Страховая компания ОСАГО настаивает на том, что сотрудник должен продемонстрировать, что претензия была принята. В противном случае будет мало доказательств того, что вы действительно передали его компании. Если сотрудник отказывается принять документ, его можно отправить по почте или с курьером.

Заявление на получение ОСАГО должно быть обработано в течение пяти календарных дней с момента получения. Если отказ не получен в указанный срок или ответ не получен, дело может быть передано в суд.

Проведение независимой экспертизы

До 2008 г., пострадавшие водители имели право на проведение самостоятельной независимой экспертизы до начисления страхового возмещения. Сейчас у них такой возможности нет – осмотр, а при необходимости и независимую экспертизу, проводит и организует страховщик.

У водителя осталось право требовать от СК организации дополнительной профессиональной экспертизы после проведения штатного осмотра ТС специалистом страховщика, если результаты этого осмотра спорны. Причем выбор экспертной организации остается за СК.

Единственно, если страховщик не уложится со всеми этими осмотрами и экспертизами в положенные 5 дней, тогда водитель получит право на проведение своей экспертизы, с собственным выбором экспертной организации, до начисления страхового возмещения.

Тут вы должны понять, что водителю разрешено проводить экспертизу в любое время, но её результаты для расчётов возмещения страховщик не примет.

В итоге, если СК уложится со всеми обследованиями ТС в 5 дней, то у водителя остается единственный вариант — дождаться выплат по страховке и уже тогда организовывать свою экспертизу с последующим оспариванием выплат в досудебном или судебном порядке.

Внимание! Для самостоятельной независимой экспертизы пострадавшее авто требуется, если имеются разногласия по перечню повреждений и их степени. Если же в акте осмотра и в экспертном заключении от СК на этот счет все верно и спор ведется по поводу неверной калькуляции, то машина не нужна — нужны только эти документы (акт и заключение).

  • Допускаемые ошибки с исправлениями в экспертной документации должны быть завизированы надписью «исправленному верить» и печатью.
  • Почерк важных документов, составляемых от руки, должен быть однородным.
  • Собственную независимую экспертизу, если есть возможность (аккредитация), лучше всего проводить на СТО, где планируется дальнейший ремонт.
  • Не нужно идти на обман при собственной независимой экспертизе — страховщики, особенно такие подозрительные, как РЕСО или Росгосстрах, легко его вычислят и все дело развалится, а вы или ваш эксперт будете обвинены в обмане суда.

Величина причинённого ущерба занижена страховщиком

Если собственник автомобиля подозревает, что величина ущерба, который установил страховщик, не соответствует реальному положению дел, тогда прежде всего необходимо организовать повторную экспертизу повреждений. Для этого необходимо обратиться к независимому и квалифицированному специалисту. На такой осмотр необходимо пригласить все стороны – представителя страховой конторы, потерпевшего и виновного водителя. Этот факт лучше всего задокументировать.

Дополнительно необходимо потребовать у страховой компании акт о возникновении страхового случая. В документе должно быть описано дорожно-транспортное происшествие, сумму ущерба, величина и расчёт страхового возмещения. В соответствии с действующим законодательством, страховщик обязан предоставит данный документ не позже, чем через три дня после получения запроса.

После этого достаточно сравнить заключения страховщика и независимого эксперта. Это позволит определить, была ли занижена величина ущерба либо нет.

Внимание! Важно понимать, что такие действия помогут лишь тогда, когда компенсация была перечислена на банковский счёт собственника автомобиля или выдана наличными. Если организация выполняла восстановительные работы, тогда привлечение независимого эксперта ситуацию не изменит.

При обнаружении нарушения и значительно заниженной величины реальной стоимости полученных дефектов необходимо постараться решить спор в досудебном либо судебном порядке.

Письменная претензия о пересмотре суммы выплат

Если вы внимательно изучили материалы дела и уверены, что страховщик нарушил ваши права, то попытайтесь их восстановить в претензионном порядке. Для этого составляется досудебная претензия, которая для страховщика является предупреждением о том, что вы не согласны с заключением по выплате и готовы отстаивать свои интересы через судебные инстанции. Если у страховщика нет возможности опереться на законодательные аспекты в принятых решениях по сумме возмещения, то он доплатит недостающую разницу и не станет участвовать в судебных разбирательствах, что, к тому же, негативно скажется на его репутации.

Претензия оформляется на имя руководителя страховой компании. В ее описательную часть следует включить сведения:

  • причина обращения — занижение страховой выплаты, которой недостаточно для покрытия понесенных убытков;
  • сумма доплаты, которая вас устроит;
  • сроки, по истечении которых будет подан иск в суд, если на счет не поступят средства;
  • дата составления, сведения о заявителе и его контактные данные.

Для обоснования своих требований приложите к претензии необходимые документы, подтверждающие вашу правоту:

  • ксерокопию паспорта;
  • водительское удостоверение;
  • копия действующего страхового полиса
  • справка о ДТП и протокол об административном правонарушении (их можно взять в ГАИ или отделении ГИБДД);
  • заключение по независимой экспертизе;
  • квитанции об оплате услуг оценщика;
  • счета и чеки, полученные в автомастерской.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *