- КОАП

Может ли логопед работать психологом в школе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли логопед работать психологом в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Основное направление деятельности логопедов в детских садах, школах и других образовательных учреждениях – своевременное диагностирование и борьба с различными проблемами речевого комплекса, которые являются приобретенными или врожденными.

Чем занимается логопед

Задачи специалиста

  • Определение типа дефекта речи у ребенка.
  • Изучение проблемы, поиск причины появления нарушения.
  • Подбор и применение лечебных методик и тренировок, которые помогут конкретному пациенту.
  • Коррекционные и обучающие занятия.
  • Наблюдение за пациентом после окончания занятий.
  • Назначение профилактических методик и упражнений для предотвращения появления и развития дефекта речи.

Независимо от того, имеет ли логопед медицинское образование, он активно сотрудничает с отоларингологами, психиатрами, психологами, офтальмологами, терапевтами и другими специалистами, которые помогут справиться с нарушениями, вызванными различными заболеваниями.

Какие методики используются

Специалист использует совершенно разные, но эффективные методики, которые подбираются в зависимости от заболевания, возраста ребенка, наличия определенных патологий и заболеваний, психологического состояния и прочих факторов. В том случае, если нарушение функциональности речевого центра возникло по причине заболевания или травмы, посещение логопеда совмещается с лечением у специалистов другого профиля.

Ассоциации и моделирование
Метод применяется логопедом для развития устной речи и логического восприятия. Для этого используются карточки, образы, ролики с разными предметами и ситуациями, которые нужно описать. При этом, ребенок должен использовать только собственную речь, а не полагаться на родителей или других взрослых. Материал подбирается в зависимости от интересов ребенка, чтобы его заинтересовать.

Помимо развития речи, пациент изучает правильность звучания каждого звука и слова. Данное упражнение можно продолжить и в домашних условиях для стимуляции разговорной деятельности.

Пение
Несмотря на наличие инструкций, в чем заключается работа учителя-логопеда, многие используют более широкие и современные методики. К примеру, доказано, что во время пения пропадают проблемы с произношением, заикание и другие речевые дефекты. Громкое пение позволит не только отточить произношение каждого из звуков, но и определить, есть ли физиологические проблемы, или все-таки корень кроется в психологическом состоянии ребенка.

Игровая форма занятий
Позволяет развить устную и письменную речь ребенка с использованием игровых методов, которые обязательно привлекут его внимание. Обычно, для этого используются различные кубики, лото, настольные игры, подвижные упражнения, тренировки с цветными предметами и прочее, а также различные книжки с яркими картинками.

Игровая подача позволяет малышу легче воспринимать то, что от него требуется, и такой подход логопедов в разы ускоряет изучение произношения того или иного звука, слога, слова. При этом нет совершенно никакой психологической нагрузки или давления, препятствующего выздоровлению.

Задания на творчество
К данной категории относится близкое воспроизведение тех или иных звуков, повторение скороговорок, загадок, песенок, конкретных слов и предложений, а также другие упражнения с подражательным характером. Данная методика позволяет пациенту выучить, как правильно должен звучать тот или иной звук.

Речевые тренировки
Суть методики состоит в многократном повторении пациентов определенных звуков, слогов и слов, с которыми возникают проблемы. Регулярное произношение позволяет закрепить основные правила и справиться с речевыми дефектами. Особенно речевые тренировки способствуют решению проблем с артикуляцией, которые возникают из-за нарушения функциональности лицевых мышц.

Гимнастика для пальцев
Применяется при нарушениях письменной речи у детей. Помогает логопеду справиться с недостаточно развитой моторикой пальцев ребенка. Упражнения построены на укреплении рук, уверенном держании в руках ручки или карандаша, улучшении качества письма. Методика применяется как для детей, так и для взрослых, которые перенесли определенные заболевания.

Занятия с артикуляцией
Мышцы губ, языка, щек играют непосредственную роль в формировании речи ребенка и воспроизведении различных звуков и слов. Чтобы улучшить качество произношения, необходимо постоянно работать с артикуляцией, выполнять ряд упражнений, направленных на укрепление данных групп мышц.

Исправление эмоционального окраса
Из-за отсутствия педагогического воспитания и общения со сверстниками некоторые дети не могут придать речи эмоционального окраса, что делает ее невыразительной, тихой и чрезмерно ровной. Чтобы справиться с этим, педагог вместе с пациентом воспроизводит различные стишки, сказки, прочие произведения, занимаются чтением по ролям с приданием голосу правильной интонации.

Читайте также:  Размер пенсии инвалида 2 группы в 2024 году в Иркутской области

Работа с дыханием
Иногда дефекты речи возникают из-за неправильного дыхания и прохождении большей части воздуха через носовые пути, что приводит к снижению качеств речи и появлению дефектов. Специалист помогает нормализовать данный процесс и улучшить голосовую функцию, сформировать спокойную, плавную и четкую речь, а также проработать произношение проблемных звуков.

Логопедический массаж
Позволяет устранить речевые дефекты, которые вызваны поражениями, травмами, патологиями, потерей тонуса языка, лицевых мышц, челюсти. Массаж возвращает голосообразующие функции, восстанавливает работу речевого аппарата. Специалист выполняет расслабляющий и стимулирующий массаж с применением различных техник, подобранных для конкретной ситуации.

Правильно подобранные упражнения помогают восстановить работу артикуляционных мышц лица, сделать речь более чистой и четкой, справиться с повышенным слюноотделением, вернуть прежние речевые функции после перенесенных травм или заболеваний.

Каковы пределы ответственности учителя?

Правовой основой обязанностей учителя в процессе организации инклюзивного образования является профстандарт «Педагог». Он предполагает следующие обязанности преподавателя:

  • Разработка адаптированной общеобразовательной программы (совместно с педагогом-психологом)
  • Разработка рабочей программы по предмету с учетом индивидуальных особенностей учеников с ОВЗ
  • Адаптация учебных занятий и внеурочной деятельность под нужды конкретного ребенка
  • Подбор специальных адаптированных учебных пособий для занятий
  • При необходимости использование специальных технических средств (если таковые имеются в образовательном учреждении)

Как добиться предоставления тьютора?

Тьютор – помощник как для ребенка, так и для учителя. Именно тьютор является важнейшим проводником ребенка с ОВЗ в мир инклюзивной школы. Он несет на себе основную нагрузку, связанную с проблемными вопросами адаптации детей в обычных классах.

Правовой основой деятельности тьюторов является профстандарт «Специалист в области воспитания».

Существует три пути предоставления тьютора.

1. По решению ПМПК или МСЭ

Решения ПМПК и ИПРА являются обязывающими документами для образовательного учреждения, в которых определяется нуждаемость в тьюторском сопровождении (в случае отказа ПМПК рекомендуем обратиться в конфликтную комиссию).

2. По заключению школьного консилиума

Учитель может обратиться к директору или администрации школы и попросить решить вопрос с предоставлением ребенку тьютера. Даже если ПМПК решила, что ученику не нужен тьютор, но учитель видит в этом необходимость, школа может предоставить сопровождающего по своей инициативе.

Требуйте ввести тьютора в штатное расписание, которое формируется директором образовательного учреждения, либо обязанности тьютора может выполнять педагог с соответствующей квалификацией за дополнительную плату.

3. Привлечение тьютора со стороны (оплачиваемый сотрудник, волонтер)

Осуществляется на основе заключения трехстороннего договора (школа-родитель-тьютор), который может быть волонтерским или договором возмездного оказания услуг.

К непосредственным обязанностям тьютора относятся:

  • Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования
  • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
  • Адаптация образовательного процесса
  • Проектирование открытой образовательной среды
  • Разработка и подбор методических средств
  • Рефлексия образовательного процесса его участниками

Должностные обязанности

Логопеды работают в дошкольных учреждениях и школах, детских поликлиниках и внешкольных образовательных учреждениях. В некоторых детских садах организуются специальные логопедические группы, где реализуется особая коррекционная программа занятий с детьми, имеющих речевые нарушения. К началу обучения в школе у большинства детей отклонения устраняются.

Логопедические занятия с детьми проводятся в группах и индивидуально. Группы малокомплектные – не более 3–6 человек, что позволяет логопеду уделить внимание каждому ребенку.

В своей работе специалист руководствуется принципом «не навреди» – то есть все его действия должны учитывать конкретные обстоятельства, индивидуальность ребенка. Главная цель специалиста – не постановка отдельных звуков или исправление заикания, а развитие речевой системы у ребенка в целом. Это включает:

  • коррекцию произношения;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • расширение, обогащение словарного запаса;
  • развитие речевого и физического слуха;
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В своей работе педагог-логопед тесно контактирует с родителями ребенка, уделяет внимание развитию у него психических процессов (внимания, мышления, памяти) и начальных учебных навыков (умение слушать учителя, выполнять поставленные задачи, оценивать результаты своей работы и исправлять ошибки). Занимаясь с ребенком-дошкольником, специалист готовит его к школе – формирует предпосылки обучения грамоте.

Занятия проходят в игровой форме – это позволяет настроить ребенка на позитивный лад, помогает развить у него фантазию, логическое мышление, преодолеть стеснение, скованность. Занятия включают в себя выполнение творческих заданий, которые помогают развивать фантазию, расширять словарный запас, правильно строить предложения и составлять связные рассказы.

Если у малыша проблемы с общением, медики и педагоги рекомендуют родителям показать его логопеду. Отлично помогают подготовке к школе специальные логопедические группы в детских садах, где дошкольник находится под наблюдением специалистов.

Симптомы, при которых следует идти на прием к логопеду-психологу

Рекомендовано проконсультироваться с логопедом-психологом, если у ребенка возникли такие признаки:

  • Речь не развивается (у малышей старше 2-3 лет) или развивается, но медленно, с задержками и нарушениями.
  • Ребенок не говорит, но старается это делать, воспроизводит звуки, словосочетания, не имеющие смысла, пытается подражать речи окружающих.
  • Темп речи ускорен или наоборот замедлен.
  • Ограниченный словарный запас, который практически не пополняется, использование преимущественно коротких предложений.
  • Дефекты голоса (громкости, ритма), произношения букв, звуков, сочетаний. В том числе невнятная речь, заикание, картавость, проглатывание некоторых звуков.
  • Нарушения артикуляции, дикции.
  • Неправильное понимание смысла слов и предложений.
Читайте также:  Какие льготы положены ветеранам труда в Пермском крае в 2024 году

Подробно о применении профстандарта «Педагог»

Довольно часто при прекращении срочного трудового договора или в случае расторжения трудового договора директором школы по причине сокращения численности или штата педагогических работников у учителей возникает вопрос о том, имеют ли они право претендовать на иные вакантные в школе должности в силу того, что их трудовая функция соответствует профессиональному стандарту «Педагог».

Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог», звучат следующим образом:

«К образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Поскольку профстандарт требует соответствия в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, учитель имеет право преподавать другой предмет вместо того, который преподавал ранее в тех случаях, когда они относятся к одной укрупненной группе «Образование и педагогические науки» или области, соответствующей преподаваемому предмету. В материалах правоприменительной практики российских судов также подтверждается данное положение: решение Пятигорского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-987/2017, решение Ленинского районного суда от 7 мая 2019 г. по делу № 2-1821/2019 («Из системного толкования правовых норм следует, что предусмотренные законом требования не означают о необходимости наличия у лица профессионального образования исключительно по направлению подготовки (специальности ) «Образование и педагогика», поскольку альтернативно для учителя нормативными актами предусмотрено наличие образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. Аналогично этому является достаточным высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп подготовки»).

К укрупненной группе подготовки «Образование и педагогические науки» относятся следующие должности:

  1. Специальности среднего профессионального образования:

Воспитатель детей дошкольного возраста;
Учитель начальных классов;
Педагог дополнительного образования;
Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.).

  1. Направления подготовки высшего образования:

Минимальный срок освоения программ повышения квалификации в сфере закупок должен составлять не менее 108 часов для сотрудников контрактных служб и закупочных комиссий заказчика. Для руководителей организаций-заказчиков – не менее 40 часов.

Рекомендуемые формы обучения – очная и очно-заочная. Если образовательная организация проводит обучение по очно-заочной форме, то очная (аудиторная) часть должна составлять не менее 40 часов (для руководителей организаций-заказчиков – не менее 16 часов).

При обучении могут применяться дистанционные образовательные технологии, в том числе занятия в режиме онлайн с использованием Интернет-ресурсов. Суть такой формы обучения проста. Человек получает доступ к учебным материалам (чаще всего это курс видео лекций) и после изучения материалов выполняет домашние задания (проходит тестирование). По итогам тестирования выдается соответствующее удостоверение о повышении квалификации. От человека требуется лишь наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет. Время же своего обучения он выбирает самостоятельно.

Онлайн — обучение удобно тем, что сотрудник не отрывается от своей основной работы и проходит обучение в удобное для себя время. В современных условиях такая форма обучения очень актуальна, так как компьютер (ноутбук, планшет, смартфон) и доступ в интернет есть практически у каждого человека.

Необходимо помнить, что в соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ могут быть допущены:

  • лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

В программы повышения квалификации рекомендуется включать лекции, практические семинары, деловые игры и консультации.

Обратите внимание, что проходить переподготовку, согласно методическим рекомендациям, специалисты контрактной службы заказчика должны каждые три года.

Какими качествами должен обладать дефектолог

Чтобы реализоваться в профессии, специалисту необходимы:

  • Грамотная и правильная речь.
  • Хорошая память.
  • Развитые организаторские способности.
  • Хорошая интуиция. Это качество требуется для подбора методики корректировки, которая наилучшим образом подойдет для пациента, ведь каждый ребенок уникален.
  • Наблюдательность и внимательность. Это поможет специалисту установить эмоциональный контакт с ребенком, выявить специфику и закономерности его поведения, особенности развития.
  • Коммуникабельность. Дефектолог должен находить подход к каждому из своих пациентов, уметь вывести маленького пациента на беседу, «разговорить» его.
  • Эмоциональная устойчивость и терпение. Крепкая нервная система — одно из ключевых требований, которые предъявляются к специалисту-дефектологу. Необходимо понимать, что процесс корректировки психофизических отклонений пациентов занимает достаточно много времени и сил.
  • Отзывчивость. Для работы дефектологом необходимо иметь искреннее желание помогать людям, проявлять неравнодушие к чужим бедам.
  • Тактичность. Специалист должен быть максимально вежлив в процессе общения с детьми и их родителями. Следует строго избегать нелестных высказываний, грубых фраз и т.д.
Читайте также:  Структура инвентарного номера в бюджетном учете в 2024 году

Дефектолог должен уметь выявлять конкретные психофизические отклонения своих маленьких пациентов, находить способы коррекции, проводить комплексные занятия по компенсации дефектов развития. Специалист должен уметь преодолевать возрастной барьер между собой и ребенком. Дефектологу необходимо уметь входить в доверие и становиться для пациента настоящим другом.

Логопед и психолог: общие цели и разные задачи

Ставки учителя-логопеда и педагога-психолога есть почти в каждом образовательном учреждении. Как правило, логопед и психолог входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ОВЗ. Модель их взаимодействия показана на рисунке ниже.

Задачи логопеда:

  • развивать звуковую сторону речи;
  • учить ребенка связно выражать свои мысли;
  • помогать ребенку пополнять словарный запас и осваивать грамматику;
  • развивать мелкую моторику и слуховое внимание;
  • формировать учебные умения и навыки (чтение, письмо).

Задачи психолога:

  • развивать ВПФ — внимание, память, мышление;
  • развивать эмоционально-личностную сферу;
  • совершенствовать зрительно-моторную координацию;
  • формировать навыки самоконтроля и волевые качества;
  • обеспечивать психологическую поддержку.

Плюсы и минусы работы педагогом-психологом

Плюсы работы педагогом-психологом:

  • широкий выбор направлений и мест для работы;
  • можно реализовать творческий потенциал;
  • профессиональные знания и навыки можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • можно проводить частные онлайн-консультации и за счет этого увеличить доход.
  • зачастую можно найти работу без опыта, сразу после получения диплома;
  • широкий спектр задач для получения опыта.

Минусы работы педагогом-психологом:

  • большая ответственность;
  • высокий уровень стресса;
  • низкий уровень зарплат в начале карьеры;
  • высокий риск профессионального выгорания;
  • большой спектр задач и их сложность.

Когда нужно обращаться к дефектологу

Консультация дефектолога необходима, если ребенок:

  • в семимесячном возрасте не реагирует на обращенную к нему речь;
  • в год не произносит «лепетные» слова;
  • в 2 года не разговаривает при помощи простых слов;
  • в 2,5 года не способен построить простые предложения;
  • в 3 года испытывает трудности с артикуляцией, не глотает слюну;
  • в 5 лет не использует в речи грамматически согласованные предложения;
  • заикается;
  • не произносит звуки в соответствии с возрастной нормой;
  • отстает в умственном развитии;
  • страдает нарушениями центральной нервной системы;
  • страдает патологиями органов слуха;
  • имеет заболевания органов зрения;
  • страдает психическими нарушениями.

Примеры методов работы

Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.

Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.

Адаптация к реальной жизни — вот чем занимается дефектолог в детском саду и школе. Сурдопедагог делает упор на развитие устной речи. Тифлопедагогу приходится вести обучение немного в другом ключе. Его основная задача — это развитие социальных и бытовых навыков. Важно преподавать представления об окружающем мире, приучать учеников воспринимать мир «через пальцы».

Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.

Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля. Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.

Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *