- Гражданское право

Применение полицией огнестрельного оружия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Применение полицией огнестрельного оружия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Предварительноеследствие — это основная форма предвари­тельного расследования.В соответствии со ст.ст. 150, 151 УПК РФ по подавляющему большинству преступлений предварительное следствие обяза­тельно. Данная форма расследования обязательна по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Предварительное следствие также обязательно по делам о преступлениях средней тяжести, совершенных при отяг­чающих обстоятельствах, либо когда преступление средней тяжести пося­гает на личность и собственность.

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993, (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, статьи 20, 22, 25 гл. 2).

2. О полиции: ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета от 10 февраля 2011 г., № 28. ст. 15.

3. Об оружии: ФЗ РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (принят ГД РФ 13 ноября 1996 года) (с изм. на 5 апреля 2011 г.) // Российская газета, от 8 апреля 2011 г. № 75.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Издательская группа ИНФРА М-Норма, 2009. С. 74.

5. Административное Право: Учебник /Под ред. Ю.М. Кохюва, Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2009. С 304; Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть 1. М.: МЮИ МВД России, 2008. С. 197 — 198; Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багкшаев З.А. Российское административное «право: Учебник. М.: Юристъ, 2008. С. 172, 203.

6. Административное Право: Учебник / Под ред. Ю.М. Кохюва, Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2009. С. 304; Коренев А. П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть 1. М.: МЮИ МВД России, 2008. С. 197 — 198.

7. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багкшаев З.А. Российское административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2008. С. 172, 203.

8. Попов Л.Л. Правовая основа административно-принудительных мер охраны общественного порядка // Правовые основы обеспечения общественного порядка: Учебное пособие / В.В. Лазарев, Л.Л. Попов, Л.М. Розин. — М., 2008. С.71.

Статья 1. Назначение полиции

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.

Статья 7. Беспристрастность

1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.

Читайте также:  Упрощенное гражданство РФ: способы получения

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Когда могут использоваться специальные средства?

  1. Чтобы отразить нападение на другого человека или полицейского.
  2. Чтобы пресечь административное преступление.
  3. Для преодоления сопротивления, которое было оказано сотруднику.
  4. Чтобы задержать лицо, которое было застигнуто во время совершения противоправного деяния и попыталось скрыться.
  5. Чтобы задержать преступника в случае его сопротивления.
  6. Чтобы доставить в полицию, выступить в качестве конвоя и для охраны задержанного, находящегося в заключении, осужденного и так далее.
  7. Для устранения массового беспорядка или других подобных действий, которые препятствуют движению автомобилей, работе людей или среств связи.
  8. Для остановки автомобиля, водитель которого не выполняет требование об остановке.
  9. Для выявления преступления.
  10. Чтобы защитить охраняемые объекты, воспрепятствовать передыжению группы людей, которые совершают преступные действия.

Гарантии соблюдения законности для правоохранителей

Статья 16 Закона «О полиции» оговаривает гарантии персональной безопасности полицейского. Он вправе обнажать оружие и приводить его в полную боевую готовность, если, мнению правоохранителя, наступят вышеописанные причины для применения.

Если человек держит в руках оружие, в это же время пытается подойти к полицейскому, активно сокращая расстояние между ними, или же пробует коснуться табельного оружия, страж порядка может применить имеющееся огнестрельное оружие.

Законодательство разрешает применять оружие при наступлении вышеописанных обстоятельств против граждан, невзирая на степень вменяемости человека, его возраст, гражданство, и другие нюансы – дипломатическое и служебное положение, и т.д. Смотрите также полезный материал про первую помощь при ранениях.

При этом запрещено применять его против инвалидов (признаки явные), лиц женского пола и несовершеннолетних (при этом возраст правонарушителя известен полицейскому или явно виден). Но если вышеуказанные граждане оказывают сопротивление, групповое или вооруженное нападение, допускают другие действия, несущие угрозу для жизни и здоровья других граждан, применения оружия разрешается.

В данном видео вас ознакомят со статьей 23 Закона РФ “О полиции” в части применения оружия.

Право сотрудников полиции на применение специальных средств и огнестрельного оружия.

Принятие Федерального закона «О полиции» конкретизировало и увеличило основания применения специальных средств полицией, определило основания применительно к каждому из этих средств и значительно расширило запреты, связанные с их применением.

Специальные средства — это состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты.

Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации разрешено осуществлять опытную эксплуатацию не предусмотренных перечнем специальных средств, прошедших приемочные испытания либо состоящих на вооружении государственных военизированных организаций Российской Федерации или правоохранительных органов иностранных государств.

Читайте также:  Купля-продажа квартиры между близкими родственниками

Ст.23 и 24 Закона о полиции: общие сведения

К специальным относится и такое средство, как оружие. Ст.23 федерального закона дает право использования полицией в исключительных случаях совершать выстрелы из огнестрельного вида оружия. Именно в этой статье подробно рассматриваются основания для применения такого рода оружия, запреты на его использование и иные существенные условия использования полицейскими в отношении населения различного рода специальных средств.

Статья 24 раскрывает такой важный аспект, как гарантии безопасности для такого сотрудника, который является вооруженным. Там указано, что право на обнажение огнестрельных аппаратов сотрудник имеет только в установленных законом случаях. Так же там разъясняется право на выстрел при нарушении преступником указанного полицейским расстояния, при его касании к оружию и в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Изменения, поправки и комментарии к 23 статье

Текст и главы различных пунктов данного федерального закона претерпевают периодические изменения. Тоже самое касается и комментариев к статье.

Стоит отметить, что данный закон практически ничем не отличается от ранее действующего нормативного правового акта, регулирующего деятельность милиции. Разумеется, что были изменены названия должностных лиц и иные не существенные аспекты. Иная информация, которая находится в данном законе, абсолютно схожа с ранее существовавшей.

Последние изменения в данный федеральный закон были внесены в марте. Основные изменения коснулись порядка проведения оперативных розыскных мероприятий. Так, теперь сотрудникам предоставляется право на использование подложных документов и применение зашифрованных материалов в целях выявления преступника и пресечения незаконных действий, им совершаемых. Правила относительно применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел не претерпели практически никаких изменений.

Применение огнестрельного оружия полицией допускается при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, как мирных, так и находящихся в рядах ВС. При этом должно быть констатировано, что иными способами защиту указанных лиц осуществить невозможно. Условия необходимой обороны охватывают данную ситуацию, если исключить из нее угрозу здоровью. Она не позволяет осуществлять оборонительные действия, направленные на причинение смерти. Присутствующее в данном положении указание на иные способы обеспечения защиты ограничивает рамки законности необходимой обороны, предусмотренные в первую очередь в ст. 37, ч. 1 УК. По мнению экспертов, добавление в предписание фразы «если другими способами осуществить защиту не представляется возможным» является юридически избыточным.

Когда сотрудники полиции применяют другое оружие

Помимо огнестрельного оружия, у полицейских в арсенале есть и специальное, которое используется не в столь серьезных случаях. В вооружение полиции входят электрошокеры, служебные собаки, водометы, средства, сковывающие движения, светошокеры, палки, газовые устройства и другие. Эти приспособления используются, если:

  • преступник нападает на гражданина или полицейского;
  • полицейский останавливает преступление или административное правонарушение;
  • преступник пытается сопротивляться;
  • преступник задержан на месте преступления и пытается скрыться;
  • происходят массовые беспорядки;
  • полицейский задерживает транспортное средство, водитель которого проигнорировал требования остановиться;
  • необходимо выявление лиц, которые совершили или совершают преступление;
  • МВД освобождает заложников, зданий, транспорта и т.д.;
  • необходима защита объектов.

Нередки случаи, когда сотрудники МВД из-за опасений стрелять получают ранения, в том числе смертельные. Поэтому вносятся предложения дать полицейским больше свободы. За последние годы одним из главных изменений в МВД стало переименование милиции, когда милиционеры стали полицейскими.

Применение стрелкового оружия правоохранительными органами

Порядок применения оружия полицией возможен лишь в таких случаях:

  • Для защиты гражданского населения, если происходит нападение, которое угрожает их жизням. Угрожающим жизни считается нападение, продолжением которого будет увечье или смерть;
  • Также закон о применении оружия разрешает его применение полицией при нападении на полицейского, когда есть явная угроза его жизни и здоровью или преступник пытается завладеть оружием полицейского.

Во всех данных случаях закон разрешает применение табельного оружия. Все остальные действия сотрудников полиции с оружием, например демонстрация, приведение в боевую готовность и даже удары огнестрельным оружием не считаются применением оружия по ст. 23 ФЗ РФ.

Закон «О полиции» говорит, что применение физической силы совместно с применением огнестрельного оружия возможно в следующих ситуациях:

  • При попытке угона преступником полицейского автомобиля или любой иной техники, которая состоит на вооружении органов ОВД. В этом случае правовые основы применения оружия предусматривают предварительный выстрел в воздух;
  • При отказе человека сдать оружие, радиоактивные или взрывчатые вещества, которые незаконно находятся у него. В данном случае сначала демонстрируется угроза применения оружия. Если человек начинает размахивать оружием или бросать в полицейских или гражданских лиц взрывчатыми или радиоактивными веществами, то закон допускает применение физической силы с использованием оружия;
  • При освобождении заложников закон разрешает применение физической силы и огнестрельного оружия только по отношению к лицам, которые могут причинить вред или убить заложников. Против лиц, которые не причиняют физического вреда заложникам, оружие не применяется (разрешено только применение физической силы);
  • При задержании преступника, который совершает тяжкое преступление против жизни, здоровья или имущества. Применение огнестрельного оружия в данном случае возможно, если преступник пытается скрыться и не реагирует на предупредительный выстрел. Перед использованием огнестрельного оружия полицейский обязан лично убедиться в факте незаконных действий нарушителя. Если сотрудник полиции действует исходя из показаний свидетелей, то разрешается только применение физической силы и спецсредств, так как подозреваемый может быть абсолютно непричастен к данному преступлению;
  • При отбитии вооружённого нападения на любые частные или государственные учреждения разрешается применение огнестрельного оружия;
  • Для пресечения побегов лиц, которые задержаны, помещены в тюрьму или конвоируются для перемещения в места отбывания наказания. При попытке сообщников заключённого помочь побегу также разрешается применение стрелкового оружия.
Читайте также:  Ребёнок на переднем сиденье — со скольки лет можно ездить по новому закону?

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности» позволяет использовать оружие сотрудникам охранных фирм и частным детективам только при соблюдении требований, указанных в данном законе.

Любой сотрудник частного охранного агентства при применении стрелкового оружия или специальных средств обязан:

  • Предупредить нарушителя о том, что он вынужден применить оружие, если нарушитель не выполнит его требований. При этом охранник обязан предоставить нарушителю достаточно времени для выполнения своих требований. Немедленное открытие огня возможно лишь в случаях, когда нарушитель может угрожать жизни окружающих или охранникам и промедление повлечёт за собой тяжёлые последствия;
  • Охранник обязан даже при использовании стрелкового оружия стараться причинить минимальный вред нападающему. По возможности нужно просто нейтрализовать преступника;
  • При причинении телесных повреждений или пулевых ранений охранник обязан оказать первую помощь и вызвать медиков. Обращение в ближайший отдел внутренних дел является обязательным условием;
  • При причинении тяжких повреждений или смерти нападающего, охранник обязан в кратчайший срок уведомить об этом прокурора.

Все представители охранных структур обязаны иметь документы, подтверждающие их квалификацию. Нужно помнить, что лишь охранники самого высокого (шестого) разряда имеют право пользоваться гражданским стрелковым оружием. Кроме разряда, охранники должны с периодичностью проходить проверки на знание основ применения оружия и специальных средств.

Закон о полиции и огнестрельное оружие

Возможность непосредственного использования оружия полицейскими прямо предусматривается положениями ФЗ №3 от 07.02.2011. Это – закон «О полиции», каковой строго регламентирует основные принципы деятельности полицейских, является общедоступным и позволяет гражданам ознакомиться со своими правами и обязанностями в контексте контакта с правоохранительными госструктурами. В частности, понимание принципов возможности применения правоохранителями оружия летального характера, может помочь избежать плачевных последствий различных действий.

Непосредственно вопросам применения полицией смертоносного огнестрельного оружия посвящается ст. 23 вышеозначенного Федерального закона, в каковой даётся исчерпывающий перечень оснований, соответственно которым полицейский служащий может применять огнестрел, в том числе и ведя огонь на поражение. Также, следует помнить, что помимо означенного вооружения, полиция обладает также обширным арсеналом специальных средств, каковые тоже могут применяться ими в определённых условиях.

Помимо этого, данный закон также предусматривает ситуации, в каковых сотрудникам полиции прямо и безоговорочно запрещено применять оружие. При этом граждане, в соответствии с положениями разъяснений постановления Пленума ВС РФ №26 от 27.11.12, могут оказывать сопротивление таковым неправомерным действиям работников полиции в порядке необходимой самообороны или крайней необходимости.

Например, работники полиции вне зависимости от обстоятельств, не имеют права применять огнестрел в массовых скоплениях людей, а также любых иных ситуациях, когда есть шанс поражения непричастных к беззаконию особ.

Кто имеет право носить оружие?

Правительство РФ определяет свои требования по ношению, приобретению, транспортировке, хранению. В России зарегистрировано более шести миллионов нарезных охотничьих ружей и карабинов, травматических и газовых пистолетов. Для того чтобы избежать несчастных случае существуют правила оборота гражданского и служебного орудия.

Если на гражданина нападают, и он считает, что его здоровью угрожает опасность, то он может защищаться всем, что находится у него под рукой. Допустимо использование собственного оружия.

Правило ношения и транспортировки оружия и длинноствольного никто не отменял. Для перевозки разрешение не требуется. Обращаться за разрешением необходимо только в случае если перевозится пять и более стволов. Ответственность за неправильное хранение оружия так же предусмотрена. В результате халатности могут не только лишить оружия, но и взыскать штраф.

Длинноствольное гражданское орудие можно вынести из дома только при транспортировке, регистрации в органах лицензионной работы, доставки к новому месту хранения. Для этого необходимо предъявить все документы: паспорт, разрешение оформленное органами полиции.

Табельное боевое орудие выдаются сотрудникам во время работы в органах внутренних дел. Предварительно граждане должны пройти специальное профессиональное обучение. Для этого нужно сдать зачет на знание материальной части, мер безопасности при обращении с ним.

Порядок выдачи определяется инструкцией о выдачи табельного стрелкового оружия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *