- Гражданское право

Как правильно разворачиваться на перекрёстках?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно разворачиваться на перекрёстках?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Разворот при наличии такого знака не запрещен. Однако водителю нужно обратить внимание на знаки 4.1.1 – 4.1.6. Их действие распространяется на 1-е пересечение проезжих отрезков. В 2019 году правила остаются прежними: осуществление маневра разрешается в границах перекрестка, на встречную полосу выезжать нельзя.

Разворот на регулируемом перекрестке

По праву считается, что разворот на перекрестке со светофором относится к самым простым. Как его сделать, без труда может догадаться даже водитель с минимальным опытом. Достаточно просто следить за сигналами светофора и когда появится нужный, двигаться. Светофор не единственное, что регулирует направление. На регулируемом перекрестке может работать регулировщик. Тогда водителю следует наблюдать за траекторией его движения.

Когда регулировщик даст разрешающий сигнал, от водителя требуется проверить наличие приоритетного ТС, после чего разворачиваться самому. Разворот нужно делать по достаточно большому радиусу, но следить, чтобы не «затронуть» поток встречных машин. Если сделаете разворот по малому радиусу, можете схлопотать штраф от сотрудников ГИБДД, которые часто рассматривают это действие как нарушение правил о выезде на встречку. Интересно, что сам по себе такой формат разворота в рамках перекрестка не запрещается, но лучше не рисковать, а ждать когда загорится светофор.

Разворот на перекрестке с разделительной полосой

В центре перекрестка часто можно увидеть разделительную полосу, иногда на центральном участке перекрестка даже устанавливают дополнительный светофор. Развернуться через разделительную полосу тоже можно. Важно обратить внимание на пересекаемую проезжую часть, и исходя из того, одностороннее ли там движение или нет, выбрать траекторию разворота.

Если разворот через разделительную полосу предусматривает пересечение встречного потока, то разворот должен быть совершен с большим радиусом и предоставлением права приоритетного проезда встречного потоку и «помехе справа». При этом важно совершить разворот после разделительной полосы, а никак не до нее, иначе автомобиль окажется на встречке. То есть полоса всегда должна быть слева от вас. Это единственная ситуация, когда разворот по малому радиусу запрещен правилами дорожного движения.

Где нельзя разворачиваться

В ПДД указаны все места, где разворачиваться нельзя. Запрещено делать это на зебре, пешеходном переходе, в тоннеле, на мостах, путепроводах, на эстакадах и под ними — во всех местах, где недостаточно видимости для безопасного маневра. Нельзя разворачиваться на остановках общественного транспорта, а также на протяжении 15 метров до и после места остановки. Также разворот через сплошную линию разметки строго запрещен. Совершать маневр нельзя при запрещающем сигнале светофора или жесте регулировщика.

Существуют также специальные знаки запрета разворота. Обычно запрет обозначается знаком 3.19 «Разворот запрещен». Запрет заворота также действует при установленных разрешающих знаках, которые требуют двигаться в направлении, не совпадающем с разворотом. Например, знак 4.1.1 или 4.1.2, которые обозначают «Движение прямо» и «Движение направо». Также разворот запрещен в зоне действия знака 4.1.1 «Движение прямо и направо». При этом знак 3.18.2 «Запрет поворота налево» никак не ограничивает возможность совершить в этом месте разворот.

Разворот вне перекрестка

Иногда, водителю нужно сделать разворот как можно быстрее, и у него нет времени на то, чтобы доехать до ближайшего перекрестка. В этом случае, можно сделать разворот вне его.

При этом также стоит основываться на несколько правил:

  • Движение можно осуществлять абсолютно с любой части дороги, но, предпочтительнее всего выбирать левую крайнюю полосу;
  • Далее, следует сосредоточиться на встречном и попутном движении, нужно пропустить весь движущийся транспорт;
  • Если помех не обнаружено, то можно приступить к совершению данного маневра. Следует включить соответствующий сигнал поворота и заехать на необходимую полосу. Затем, останется выровнять колеса и продолжить свое движение.

Использование прилегающих территорий

АЗС, парковки, дворы и пр. — это главные «помощники» водителей, намеревающихся совершить разворот. Прилегающие территории могут находиться и слева, и справа. В каждом из этих случаев действуют определенные правила.

Читайте также:  Когда в 2023 году платить НДФЛ при увольнении сотрудника?

Как правильно выполнить разворот с использованием прилегающей территории справа:

  • Внимательно смотреть на дорогу. Необходимо заблаговременно оценить ширину двора, заезда и пр.
  • Занять крайнее правое положение. Сделать это нужно опять же заблаговременно, чтобы не спровоцировать возникновение аварийной ситуации.
  • Выполнить поворот направо. При этом убрать автомобиль с проезжей части нужно быстро, а по прилегающей территории двигаться рекомендуется как можно медленнее.
  • Как только ТС будет убран с дороги, нужно поворачивать налево. Не стоит забывать о необходимости уступать автомобилям, имеющим преимущество.
  • Оценить обстановку. Пропустить абсолютно все автомобили и завершить выполнение маневра.

Относительно сигналов разворота. Сначала нужно выполнить поворот направо. Согласно Правилам, нужно подать соответствующий световой сигнал. Как только положение автомобиля будет параллельным проезжей части, необходимо включить левый поворотник. Сигнал нужно подавать до завершения маневра.

Автоинструкторы рекомендуют чаще использовать прилегающую территорию слева. Это обусловлено тем, что завершающим этапом маневра будет являться поворот направо. Выполнить его довольно легко даже начинающим автолюбителям.

Заблаговременно необходимо перестроиться в левый ряд. Пропустив встречные ТС, нужно повернуть. Далее действия по вышеописанному алгоритму. Только сначала нужно подать световой сигнал поворота налево, а при выезде с прилегающей территории — направо.

Где нельзя разворачиваться?

Отдельно стоит поговорить и о тех участках территории, где строго запрещено делать разворот:

  • Ни в коем случае нельзя разворачивать транспортное средство на пешеходных переходах или вблизи них. То есть, на тех территориях, где существует определенная разметка или дорожный знак. Такой маневр может сильно помешать пешеходам, а это недопустимо;
  • Это же правила распространяется на любые территории, вблизи которых есть остановки для общественного транспорта;
  • Согласно правилам дорожного движения также нельзя совершать этот маневр на ограниченных участках. К таковым относятся тоннели или мосты;
  • Если на определенном участке дороге присутствует затруднительная видимость для того, чтобы полноценно оценить ситуацию на дороге, то также нужно выбрать наиболее комфортный участок;
  • Также это правило распространяется на всех железнодорожные пути.

Правила разворота на перекрёстке

Последовательность действий в данном случае строго регламентирована и нарушать её нельзя. Начать разворот можно только после занятия крайней левой полосы. Данное правило можно опустить, если габариты вашего автомобиля не позволяют его выполнить. Убедитесь, что вы не создаёте аварийную ситуацию и не являетесь помехой.

Соблюдение следующих условий является обязательным:

  • за пределы перекрёстка выезжать нельзя;
  • выезжать на встречную полосу нельзя;
  • необходимо вписаться в свою полосу;
  • запрещено пересекать двойную сплошную линию (читайте больше о штрафе за пересечение сплошной);
  • пропустите все автомобили с других направлений, когда выедете на середину пересечения, если они имеют преимущество перед вами.

Техника выполнения разворота

Поскольку транспортные средства с механической КПП более сложны в управлении, рассмотрим порядок действий при развороте именно на них:

  • водитель должен занять крайнюю левую позицию и остановиться после включения поворотника;
  • далее необходимо выжать сцепление, активировать первую передачу и держать ногу на педали тормоза;
  • проверьте приоритетные направления на наличие транспортных средств и если таковые отсутствуют, начинайте вращать руль влево, отпуская педаль тормоза;
  • выровняйте машину после завершения разворота;
  • выключите поворотник и начинайте набирать скорость в соответствии с общим транспортным потоком.

Штрафы за нарушение ПДД при развороте

Штрафы за этот маневр, выполненный не по правилам, не являются серьезными. В основном штраф выписывается за неправильный разворот на перекрестке со светофором. Водительское удостоверение не всегда отзывают. Однако за неправильно выполненный маневр право на управление транспортным средством может быть аннулировано на некоторое время.

Штраф за выполнение разворота в неположенном месте опустошит ваш кошелек на 500 рублей. Наказание за маневрирование на трассе или нарушение разделительной полосы — 2500 рублей.

При развороте запрещается пересекать две сплошные разделительные полосы, разделяющие противоположные направления на дороге с четырьмя и более полосами движения. Штраф 1000-1500 руб. Езда по встречке — серьезное нарушение. Даже если это всего один метр, из-за того, что водитель немного не рассчитал площадь, необходимую для выполнения маневра. Эта оплошность лишит вас 5000 рублей или права управлять автомобилем на срок до полугода.

Помимо вышеперечисленного, сотрудники ГИБДД могут наложить и другие штрафы, если водитель нарушил другие правила дорожного движения.

Распространенные вопросы

  1. Почему удобнее выполнять развороты на перекрестке? Разворот считается одним из самых опасных движений, поэтому опытные водители стараются не рисковать, выбирая для этих целей оптимальный вариант – регулируемый участок с перекрестным движением. В этом случае разрешающий сигнал исключает риск столкновения с автомобилями с примыкающих дорог, и все что придется сделать водителю, это пропустить тех, кто идет ему «на лицо» или поворачивает направо.
  1. В каких случаях разворот запрещен? Нельзя разворачиваться не только на перечеркнутый дорожный указатель 3.19, но и под знаками, обозначающими пешеходные переходы (5.19.1/5.19.2), туннель (1.31), железную дорогу вне зависимости от количества путей (1.3.1/1.3.2), опасный или несколько опасных поворотов (1.11.1/1.11.2), крутой подъем и спуск (1.13/1.14), остановку городского транспорта (5.16/5.17), а также движение в определенном направлении (4.1.1/4.1.2/4.1.4). Помимо прочего, не допускается изменение направления движения на противоположное на участках с одной или двумя сплошными разделительными полосами.
Читайте также:  Послабления по 228 статье 2023 год

Также не стоит путать знаки, помня о том, что запрещенный поворот налево не предполагает отказ от маневрирования во встречном направлении и даже наоборот, изменение вектора движения в этом случае будет приветствоваться, если только оно не станет мешать другим участникам трафика.

Виды разворотов на автомобиле

Виды разворотов, выполняемых на автомобиле или ином транспорте, можно разделить по особенностям траектории:

  • Дальняя выбирается, если нет возможности сменить направление движения на малом полукруге. Этому иногда мешает недостаток пространства, внушительные габариты машины. Тогда следует проехать чуть вперед и свернуть таким образом, чтобы оставить себе место для выравнивания авто и точного захода на свою полосу.
  • Ближняя выгоднее, если на участке достаточно места, ведь так удастся быстрее выполнить действие. Начинать разворот следует с начала пересечения путей у края линии, отделяющей встречный ряд. Необходимо беречься от контакта с бордюром и заезда на пешеходный переход или непрерывную разметку.

Есть не так уж много ситуаций, когда разворот может быть запрещён. Мы вскользь упомянули об этом выше, теперь же рассмотрим подробнее.

Перечень короткий. Итак, разворот может быть запрещён:

  • разметкой;
  • знаками;
  • ПДД.

Первые два пункта понятны. Сплошную осевую линию, перечёркнутый знак разворота или знак «движение только прямо» мы видим каждый день, прекрасно их понимаем и не будем нарушать такие явные правила. С правилами чуть сложнее, но тоже довольно прозрачно:

  • пешеходные переходы;
  • тоннели;
  • мосты, эстакады, путепроводы и дороги под ними;
  • переезды через железнодорожные пути;
  • места с затруднённой видимостью;
  • остановки транспорта.

В правилах дорожного движения читаем, что прилегающая территория – это участок, который примыкает к проезжей части, но не может использоваться для сквозного проезда. Под определение подходят автозаправки, парковки, заезды во дворы.

ПДД разрешают использовать такие участки для различных целей – разворот, въезд-выезд, кратковременная стоянка, но с одним большим ограничением – сквозной проезд через них запрещен.

Кроме этого, могут устанавливаться дополнительные знаки, накладывающие те или иные ограничения – например, по максимальной скорости.

Ошибочно считать пересечение примыкающего к проезжей части отрезка перекрестком, и переносить на данный участок правила движения по пересечению дорог.

Как же отличить перекресток от пересечения прилегающей территории и основной дороги? Четких указаний на этот счет не дают даже правила. В них, например, написано:

  • на перекрестках ставят светофоры и знаки, но и на прилегающей территории могут размещать знаки, а вблизи никто не запрещает нарисовать зебру или поставить светофор;
  • или – на прилегающей территории не выделяются тротуары и проезжая часть, но как тогда рассматривать дворовые территории, где есть и пешеходные дорожки, и полосы для проезда машин?

Не помогут разобраться в ситуации и понять, что перед нами – примыкающий отрезок пути или перекресток, – знаки:

  • Главная дорога;
  • Уступите дорогу;
  • STOP/Движение без остановки запрещено.

Преимущества и недостатки данного способа торможения

Главным плюсом такого способа замедления ТС является существенное снижение риск заноса при торможении двигателем. Дело в том, что при торможении посредством штатной тормозной системы возникает блокировка колес, что делает автомобиль неуправляемым. На машинах с активными электронными системами безопасности данный эффект сведен к минимуму, но даже наличие ABS не исключает заноса, особенно на скользких покрытиях.

Если заднее колесо взрывается, держите свое положение на мотоцикле. Не тормозите. Лучше оставить ускорение. Когда вы достаточно замедлились, выходите с дороги и осторожно используйте передний тормоз, пока он не остановится. Если переднее колесо взрывается, держитесь крепко и пытайтесь выправить рули, двигайте свой вес назад. Опять же, не тормозите, но оставьте ускорение. Когда вы достаточно замедлились, выйдите из обочины и используйте задний тормоз, чтобы остановиться.

Блокированное ускорение требует быстрого мышления. Если дроссельная заслонка широко открыта, используйте двигатель и сцепление вместе, после тормоза. Если он заперт в нормальном положении, найдите безопасное место для остановки, сообщите о намерении, и как только вы достигнете безопасного места, используйте двигатель и сцепление вместе.

Читайте также:  Можно ли продать квартиру сразу после приватизации?

По этой причине торможение двигателем находится в списке контраварийных приемов, позволяя замедлиться на скользкой или мокрой дороге. Данный способ торможения активно применяется при езде на затяжном спуске, а также при перемещении по горным дорогам и серпантинам. В первом случае исключается блокировка колес, а во втором снижается риск перегрева тормозов в результате слишком активного использования.

При движении на высоких скоростях внезапно переднее колесо может начать дрожать или дрожать с одной стороны на другую. Единственное, что вы можете сделать, это разобраться с ситуацией. Типичными причинами для планера являются: неравномерное давление в колесе, неровные или наклонные колеса, ослабленные шипы, плохо установленное ветровое стекло, плохая передача, слишком высокая скорость для мотоциклетного дизайна.

  • Держите рули крепко, но не пытайтесь остановить дрожь.
  • Завершите ускорение постепенно и сойдите с дороги так быстро, как сможете.
  • Если вы попытаетесь ускориться в колебании, вы только ухудшите ситуацию.

Байкер может быть поражен такими объектами, как насекомые, камни, выброшенные другими транспортными средствами.
Некоторые водители также тормозят двигателем в случае, если дорожная ситуация позволяет катиться на включенной передаче, тем самым экономя топливо, продлевая срок службы тормозных колодок и шин. Многих привлекает такой аспект, что подача топлива при отпущенной педали газа на современных инжекторных автомобилях, которые оборудованы механической коробкой передач, полностью прекращается.

Дополнительно стоит учитывать возможность торможения двигателем в том случае, если тормоза полностью или частично вышли из строя. Следует напомнить, что сразу остановить машину не получится, особенно на спуске. Скорость движения можно существенно понизить до относительно безопасной, после чего становится возможным остановиться или применить контактное торможение с минимальными рисками и/или ущербом.

В списке главных недостатков торможения двигателем отмечают то, что стоп-сигналы на вашей машине в этот момент не горят, так как водитель не нажимает на педаль тормоза. Водитель автомобиля, который едет за вами, может попросту не заметить замедления, что приведет к ДТП или созданию аварийной ситуации.

Разворот на перекрестке (регулируемом или нерегулируемом)

Один из самых сложных маневров. На первый взгляд, данный маневр мало отличается от двух последовательных поворотов налево. Проблема только в том, что движение водителей и пешеходов на перекрестке часто очень сложное, и вы не очень хорошо понимаете, кого и как пропускать (по ПДД, а не «по понятиям»), каким бортом разъезжаться с машинами, делающими встречный маневр. Плюс если перекресток регулируемый, то часто не получится выполнить разворот за один цикл работы светофоров. Дополнительно ситуация может быть усложнена, например, наличием пешеходных переходов (“зебр”), наезд (причем не обязательно колесом, достаточно бампера или зеркала) на “зебру” может привести к не сдаче экзамена. Если в вашей экзаменационной зоне есть такие перекрестки и на них просят развернуться – нужно тренировать разворот на перекрестке (сделать маневр несколько раз). Всегда помните, что на перекрестках недопустимо “резать углы”, всегда нужно попадать в свою полосу. И имейте в виду, что ситуация сильно зависит от автомобиля, чем машина больше, тем сложней осуществить такой маневр (например, сложно избежать наезда на “зебру”).

Разворот вне перекрестка (“в один прием”)

Со сложными маневрами очень важно понимать, где они возможны, а где нет, так что хорошо учите теорию – времени долго думать у вас не будет. Так, с разворотом очень распространенный подвох на экзамене, предлагать развернуться в местах, где есть все условия для разворота, кроме одного, например, нет видимости на более чем 100 метров (или пока вы будете думать, что делать, приедете в такое место).

Как правило, корректно развернуться в рамках двух полос невозможно, так что нужно искать место с небольшим “карманом” на противоположной стороне. В роли “кармана” может выступать выезд из прилегающей территории или какая-то площадка рядом с дорогой.

При выполнении маневра критично разворачиваться с запасом, чтобы не задеть бордюр. Причем имейте в ввиду, что инспектор при малейшем подозрении (не обязательно реальном) может нажать на тормоз и прервать ваш маневр.

Естественно все маневры нужно показывать поворотниками и пропускать все машины, имеющие приоритет (ждите момента, когда машина, которую вы пропускаете, точно не изменит скорости или направления движения).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *