- Финансовое право

Какой штраф за езду по обочине в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за езду по обочине в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Проблема обочечников в России, на самом деле, гораздо глубже, сходятся во мнении эксперты. Одним увеличением штрафа здесь не поможешь. «Штрафа в размере 1500 рублей вполне достаточно, чтобы пресекать нарушения, это не минимальный штраф, просто никто этим не занимается», — говорит Максим Едрышов. Он добавляет, что санкции в размере даже 5-10 тысяч не остановят нарушителей.

Какой штраф за езду по обочине в 2023 году?

Сумма санкций зависит от конкретной ситуации. Наказания за нарушения описаны в ст. 12.15 КоАП РФ.

Вид правонарушения

Размер санкций

Особенности

Проезд по обочине, находящейся на полосе водителя (по правой стороне).

1500 руб.

Данное деяние трактуется как нарушение правил маневрирования.

Проезд по обочине слева (обгон).

Запрет на вождение на срок до 6 месяцев или 5 тыс. рублей штрафа.

Если водителя привлекают второй раз, то сроки лишения прав увеличиваются до 1 года.

Езда по тротуару или газону.

2000 рублей.

Нарушением считается выезд даже одним колесом за бордюр.

Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?

В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Основания для наложения штрафа

За езду по обочине в 2021 году предусмотрен штраф. Получить его могут водители легковых или грузовых транспортных средств, которые перемещались по ней без крайней необходимости.

Основаниями для составления протокола считаются следующие ситуации:

  • Водитель перемещается по двухполосной трассе, и при заторе или медленном движении пытается проехать участок по грунтовой части.
  • Транспорт совершает обгон по встречной обочине.
  • Отделенный разделительной полосой участок дороги используется в качестве второй полосы при одностороннем движении.
  • Водитель пытается проехать поворот или перекресток по обочине, чтобы срезать путь или ускорить прохождение этих участков.

Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

  • Обочина – часть дорожного участка, примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
  • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
  • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
  • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
  • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
  • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
  • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
  • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
  • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
  • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
  • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
  • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
  • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.
Читайте также:  Образец заявления в арбитражный суд о процессуальном правопреемстве

А какие штрафы для «обочечников» на МКАД в 2022 году

Здесь нужно учитывать, что именно на МКАД такой отрезок дороги обозначен не просто другим видом покрытия и даже не прерывистой полосой, а сплошной, и переезжать её категорически нельзя, для проезда этот участок дороги не предназначен. Штраф за езду по обочине на МКАД достигает 1500 рублей и равняется той же сумме, что и штраф на обочинах других трасс.

На МКАД обочина предназначена для тех же целей, что и на других дорогах — для пешеходов, велосипедистов, кратковременной остановки транспорта, но так как именно на этой транспортной артерии чаще всего бывают заторы, желающих проехать по обочине очень много. Потому в 2022 году на кольцевой установили несколько сотен камер и штрафы за проезд по обочине выписывают очень активно.

Кто не получит штраф за обочину в 2022 году

Есть редкие исключения из правил, которые разрешают движение по обочине некоторым лицам и транспортам:

  • Пешеходы. Согласно правилам, пешеходы должны идти по дорожкам, тротуарам или велодорожкам, но если их нет, то идти по обочине не будет нарушением правил.

  • Велосипедисты. Если отсутствует специально оборудованная велодорожка, то велосипедист может проехать по обочине и не нарушать тем самым ПДД.

  • Мопеды. Им тоже разрешается использовать обочины, но помнить, что преимущество там у пешеходов.

  • Гужевые повозки. То же правило, что и с мопедами — разрешён проезд по обочине, не мешая при этом пешеходам.

Разрешено ли мотоциклам ездить по обочине?

В соответствии с постановлением

  • двухколесному транспортному средству также, как и автомобильному, запрещено ездить по обочине.

Но инструкции израильской полиции разрешает вождение двухколёсного транспортного средства по обочине,

  • когда на дороге возникают пробки и движение существенно замедляется.

Но в такой ситуации водитель мотоцикла должен быть особенно осторожным и ехать очень аккуратно. В противном случае

  • он может быть оштрафован за легкомысленное / небрежное вождение, а
  • в случае ДТП с его участием он (водитель мотоцикла) может быть признан виновным, даже если формально он имел право ехать по обочине.

Любое передвижение автотранспорта, не попадающего под разрешение ПДД, по обочине является нарушением. Рассмотрим типичные случаи:

  • На трассе. Скоростные автотрассы имеют обозначение установленным дорожным знаком, согласно ПДД. Обочина вдоль такой проезжей части отделена сплошной линией. По ней запрещено не только передвигаться, но даже останавливаться.

Для остановки вдоль скоростных автотрасс изготавливают специальные площадки – «карманы». Только в исключительных случаях водитель может остановиться на обочине, когда ситуация связана с поломкой автомобиля, не позволяющей двигаться дальше.

Читайте также:  Как выписать и прописать ребенка из одной квартиры в другую

Движение же по обочине категорически запрещено.

  • Задним ходом. На обычной дороге, не отнесенной к скоростной и не обозначенной специальным знаком, обочина может быть использована для остановки – это не нарушает правил.

Но двигаться по ней, и тем более задним ходом, правилами запрещено. Такой маневр является опасным для пешеходов, велосипедов и мопедов, которые могут на ней находиться в случае отсутствия соответствующих мест, оборудованных для их передвижения.

Отметим, почему ПДД так категорично относится к езде по обочине:

  • поскольку покрытие обочины не асфальтированное, то создается облако пыли, мешающее обзору другим участникам дорожного движения;
  • создается опасность для людей, которые движутся по краю трассы;
  • после объезда пробки по обочине и попытке перестроиться в свою полосу движения автомобили создают заторы, затрудняют движение другого транспорта и создают аварийную ситуацию.

Современные автолюбители тратят немало средств на оборудование автомобиля мощной звуковой системой, приобретая автомобильные сабвуферы и стереоколонки. Автомобиль превращается в движущийся диско-клуб, из которого на сотни метров вокруг разносятся пронзительные звуки. Хотя такое звучание доставляет удовольствие владельцу автомобиля, но вот окружающие люди не всегда разделяют его вкусы.

Кроме субъективного восприятия громкой музыки в авто есть и объективная опасность этой раздражающей привычки. Громкая музыка за рулём ведёт к тому, что водитель не услышит предупреждающих сигналов автомобилей специальных служб: сирены пожарных, полицейских или медицинских автомобилей. Также громкая музыка приводит к ускоренной утомляемости и ухудшению слуха, что чревато неприятными последствиями для самого любителя сверх громкой музыки.

Как можно оспорить постановление о езде по обочине

В законе есть лазейки, знание которых поможет оспорить штраф. Статья 12.15 КоАП регламентирует о том, что езда машины по обочине запрещается, но стоять на ней приемлемо.

Большинство машин инспектора безопасности ДД останавливают в момент выезда либо заезда с дороги. Однако доказать ему, что это нужно для выезда с парковочного места или наоборот, бывает в большинстве случаев бесполезным. Тогда напрашивается вопрос: как припарковать автомобиль, если на обочину заезжать нельзя? Существует простой ответ – нужно настаивать на своей правоте. Обратитесь с просьбой к сотруднику автоинспекции, точнее изложить нарушение прав, а в дополнение поискать свидетелей, которые могли видеть ваше движение во время выезда.

Спорные моменты в данной ситуации и как можно отмазаться?

Нельзя сказать, что транспортным средствам запрещается находиться на обочине во всех случаях. В местах, где правилами не запрещается остановка или стоянка транспорта, всегда можно свернуть на данный элемент дороги и поставить машину.

По окончании остановки и стоянки вы также без проблем сможете уехать с обочины – наказуема только езда по ней. Но в некоторых местах рельеф достаточно сложен, и волей-неволей автомобилистам приходится немного проехать по обочине.

Если этот случай зафиксирован проверкой и к водителю предъявляются претензии, можно попробовать убедить инспектора, что автомобиль выезжал с обочины после окончания остановки, стоянки, а намерения проехать при этом по ней не было. Во избежание подобных неприятностей можно также, выполняя поворот на обочину, включить аварийную сигнализацию.

Обратите внимание! Иногда водители при объезде по встречной обочине пытаются объяснить свой поступок тем, что объезжали препятствие – в такой ситуации можно отделаться штрафом.

Но такие аргументы редко принимают во внимание – ни заторы на дороге, ни остановившиеся из-за сложной ситуации с разъездом машины, не считаются в ПДД препятствием. Только в случае масштабного ДТП такие объяснения иногда сходят с рук.

Можно ли, в принципе, ездить за пределами полосы дороги и кому?

Несмотря на строгие наказания за передвижения по обочинам, существуют и ситуации, в которых возможно проехать по данному элементу дороги, не получив при этом взысканий. Разрешено проезжать по обочине транспорту дорожно-сервисных служб, можно по ней двигаться груженым фурам, которые к тому же могут остановиться там, где им будет удобно.

Фурам разрешено остановиться у обочины в случае, если пункт, куда совершается доставка, расположен рядом с ней. Некоторым другим транспортным средствам также можно двигаться по обочине в тех случаях, если они не создают пешеходам помех. Такая привилегия доступна следующим видам транспорта:

  • Велосипеды под управлением человека старше 14 лет.
  • Мопеды.
  • Гужевые повозки, если ширина обочины позволяет это.
Читайте также:  Сколько процентов от зарплаты могут удерживать судебные приставы

Внимание! Велосипедистам старше 14 лет доступна возможность передвижения по специальным велосипедным дорожкам. Если они не предусмотрены, велосипедистам разрешается движение по автомобильной дороге, принимая крайнее правое положение.

Почему не стоит выезжать на обочину

Не нужно забывать о водительской солидарности, ведь на дороге требуется относиться к автомобилистам так же, как к себе самому. При выезде на обочину для участников движения могут создаваться следующие проблемы:

  • в воздух поднимается большое скопление пыли и грязи, которое затрудняет движение, загрязняет двигатели автомобилей. В жаркое время года водителям приходится запирать окна, чтобы не задохнуться;
  • редко когда удаётся полностью объехать затор, приходится возвращаться на нормальную дорогу (если обочина закончится или проехать по ней будет нельзя). Попытка встроиться в ряд займёт кучу времени, а некоторые недовольные водители могут даже протаранить автомобиль со злости;
  • из-за столба пыли ухудшается видимость, что повышает риск дорожно-транспортного происшествия;
  • возникает опасность для пешеходов, велосипедистов, водителей мопедов, если эти участники движения пострадают, то автолюбителя ждёт уголовная ответственность и большие штрафы.

Если пункт ПДД был всё же нарушен, то не существует отягчающих обстоятельств, то есть штраф в указанном размере в любом случае придётся заплатить.

Езда по обочине: плевки против ветра

Выходной день, загородное шоссе. Поток плотный, медленный, но пробки пока нет. Однако то и дело по обочине пролетают торопыги, которых не устраивает скорость движения остальных. Есть же еще одна полоса асфальта, пусть и отделенная сплошной линией! Такая же широкая, как и прочие, или даже шире! Почему бы не ехать? Штраф? Пустяки, на этой дороге гаишников отродясь не было… И вон уже впереди кто-то едет по обочине! Ему можно, а мне нельзя?!

Вот на перекрестке все-таки стоит экипаж ДПС. Страшась наказания, обочечники встраиваются в тот же поток. Или вместо гаишников стоит сломанный КАМАЗ… Да просто ремонт дороги.

Рано или поздно обочечникам приходится вклиниваться в поток, тормозя или выжимая тех, кто не нарушал. Их, конечно, пускают: дай дорогу дураку.

Дурак отнял всего лишь несколько секунд (да, и лишь у нескольких тысяч людей, оказавшихся за ним).

Проходит час-другой, машин прибавляется, возникает настоящая пробка. На обочине уже не просто отдельные нарушители правил. Таких целый ряд или два. Самые наглые едут даже не по асфальту, скачут по грунту правее. Попытаешься там остановиться — будут сигналить и материться. Им мешают ехать.

Спросишь, почему они считают, что можно нарушать — в лучшем случае получишь оправдание, что спешат в аэропорт на роды троюродной смертельно больной кошки. Те, кто понаглее, попытаются доказать свое право нарушать кулаками.

Иных не остужает даже присутствие сотрудников полиции — напротив, в приступе неимоверной «крутизны» и их будут «строить»: «Да ты знаешь, кто я такой?!» Знаю. Хам.

Выезд на встречную полосу с нарушением правил

Запреты выезда на встречную полосу, при нарушении которых грозит лишение прав, упоминаются, например, в таких пунктах ПДД: 8.6, 9.1.1, 9.2, 9.3, 9.6, 11.2, 11.4, 15.3.

Если обгонять скорую помощь по встречке или не выполнять требования знаков «Круговое движение» и «Въезд запрещен», это тоже попадает под ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, по которой лишают прав.

Когда маневр с выездом на встречную полосу начинается без нарушения ПДД, а заканчивается с нарушением — это повод для большого штрафа или лишения прав.

Но Верховный суд объяснил, что знаки и разметка, при нарушении которых водитель выезжает на встречку, должны быть установлены там, где положено, и отмечены на дорожной схеме. Это касается даже временных знаков. Рассматривая дело о лишении прав за выезд на встречную полосу, суд может истребовать схемы и проекты дорог. Если знак там не отмечен и нет разметки, то и нарушения тоже нет — а значит, штрафовать на 5 тысяч не положено. И тем более нельзя лишать прав.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *