- Финансовое право

В России всего три региона-донора, остальные дотационные или банкроты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России всего три региона-донора, остальные дотационные или банкроты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Официально в России регионом-донором считается субъект РФ, который не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Правила предоставления этих дотаций постоянно меняются, причем чаще всего изменения в худшую для регионов сторону.

Дотационные регионы – рейтинг

Ежегодно правительство РФ перераспределяет бюджет между субъектами так, чтобы регионы с положительным балансом отдавали регионам с отрицательным балансом деньги, получаемые с налогов и других источников. Это – дотации, и информация о ежегодном перераспределении денег помогает не только сделать выводы о богатых/бедных регионах, но и отследить динамику развития субъектов. Например, самые нуждающиеся дотационные регионы России в 2020 и 2021 году, числа – в рублях:

2020 2021
Республика Дагестан 58 395 004 000 61 518 775 000
Республика Саха (Якутия) 35 928 069 000 38 571 040 000
Камчатка 32 402 936 000 34 149 057 000
Чеченская Республика 27 354 420 000 28 710 667 000
Крым 19 872 802 000 20 418 974 000

Дотации регионам – официальные данные

Список дотационных регионов и суммы дотаций за 2021 год:

Субъекты Сумма, тысяч рублей
Республика Дагестан 61 518 775,0
Республика Саха (Якутия) 38 571 040,5
Камчатский край 34 149 057,0
Чеченская Республика 28 710 667,5
Республика Крым 20 418 974,3
Алтайский край 19 234 295,5
Ставропольский край 17 887 429,1
Республика Тыва 16 066 441,0
Республика Бурятия 15 568 468,1
Чукотский автономный округ 12 782 544,1
Кабардино-Балкарская Республика 12 459 465,0
Республика Ингушетия 9 645 857,3
Курганская обл. 9 151 459,6
Республика Алтай 9 106 684,5
Ивановская обл. 8 461 903,9
Кировская обл. 8 391 869,7
Брянская обл. 8 359 072,5
Карачаево-Черкесская Республика 8 018 399,7
Республика Северная Осетия — Алания 8 006 369,0
Чувашская Республика — Чувашия 7 268 934,9
Республика Башкортостан 6 722 002,0
Забайкальский край 6 437 927,4
Ростовская обл. 5 678 982,0
Тамбовская обл. 5 041 283,3
Республика Карелия 4 960 574,0
Республика Марий Эл 4 853 090,4
Краснодарский край 4 398 104,7
Архангельская обл. 4 132 655,7
Волгоградская обл. 4 129 097,2
Саратовская обл. 4 114 285,8
Приморский край 3 743 122,6
Омская обл. 3 705 119,3
Пензенская обл. 3 645 628,9
Воронежская обл. 3 364 328,1
Челябинская обл. 3 332 741,8
Республика Калмыкия 3 251 440,8
Республика Адыгея (Адыгея) 2 947 665,3
Кемеровская обл. 2 892 983,8
Орловская обл. 2 798 918,4
Новосибирская обл. 2 736 963,9
Псковская обл. 2 697 683,7
Оренбургская обл. 2 663 856,0
Томская обл. 2 491 740,7
Владимирская обл. 2 430 504,0
Хабаровский край 2 367 778,7
Магаданская обл. 2 094 003,2
Севастополь 2 000 684,3
Удмуртская Республика 1 985 564,8
Курская обл. 1 960 738,8
Тверская обл. 1 957 873,5
Нижегородская обл. 1 953 335,3
Рязанская обл. 1 950 840,5
Иркутская обл. 1 650 931,8
Амурская обл. 1 477 849,7
Астраханская обл. 1 444 833,0
Республика Хакасия 1 413 410,3
Калининградская обл. 1 401 127,6
Смоленская обл. 1 388 732,2
Костромская обл. 1 364 852,2
Республика Мордовия 1 353 055,9
Ульяновская обл. 1 311 398,6
Пермский край 1 254 191,2
Вологодская обл. 1 023 709,4
Белгородская обл. 960 702,3
Красноярский край 889 411,3
Новгородская обл. 751 258,6
Еврейская автономная обл. 612 025,6
Тульская обл. 543 160,6
Липецкая обл. 398 018,2
Ярославская обл. 370 682,7
Республика Коми 264 449,9
Мурманская обл. 14 732,3

Дагестан был и остается самым требовательным регионом. Чечня – тоже требовательный дотационный регион, как и Якутия, Башкирия, Крым и многие другие субъекты.

Какие регионы в России являются донорами?

По данным Министерства Финансов РФ, в текущем году никаких дотаций на балансировку казны из федерального бюджета не получали такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Самарская область, Сахалинская область и другие. Всего их насчитывается 13 по всей стране. Показатель по мировым меркам очень мал. Например, в США из 50 штатов 14 являются донорами, что более 25%. В РФ же 85 регионов и 13 доноры, что около 10%.

Если выяснить по каким параметрам определяется каким является субъект – реципиентом или донором, то все достаточно просто – доноры получают из федерального бюджета меньше, чем отчисляют в него. В основном спонсорами государственной казны становятся регионы, которые:

  1. Являются финансово-экономическими центрами
  2. Имеют высокое экономическое развитие
  3. Являются добывающими сырье в большом объеме
  4. Имеют высокий уровень развития промышленности

Отдельно хотелось бы выделить области, которые становятся временными донорами и в ограниченный промежуток времени приносят в бюджет страны большие суммы, но затем вновь становятся дотационными по тем или иным причинам.

Дотационные субъекты нашей страны делятся внутри себя еще на несколько подвидов. Сами регионы имеют значительное различия по сложности ситуации и причинам возникновения этих сложностей. Существуют 3 основных подвида:

1. Кризисные – это те субъекты, в которых показатели социально-экономического развития значительно отстают от плановых или средних по стране. Кроме того, в данных областях должен наблюдаться спад показателей.

2. Отсталые – это те регионы, в которых развитие социально-экономической сферы значительно отстало от текущего времени, а научно-технический потенциал не получил должного развития, в результате чего субъект физически не может быть экономически эффективным.

3. Депрессивные – это такие области, в которых научный прогресс остановился, в результате чего на данный момент наблюдается отставание от средних показателей роста социально-экономического развития по стране. Стоит отметить, что ранее данный регион мог занимать лидирующие позиции по тем или иным параметрам или даже быть регионом-донором.

Читайте также:  Купить авто с пробегом: алгоритм действий в 2023 году

Анализ регионов-доноров и регионов-реципиентов России

Согласно материалам АБ-Центр, в 27-и регионах России производство картофеля промышленного выращивания превышает годовой объем потребления.

Крупнейший регион-донор — Брянская область. Среднегодовой объем производства в 2015-2019 гг. здесь составил 829,9 тыс. тонн, потребление находится на уровне 63,1 тыс. тонн. Регион обладает возможностью поставок за свои пределы 766,8 тыс. тонн картофеля (это выше годовых потребностей г. Москва). Самообеспеченность Брянской области картофелем составляет 1314,6%.

На втором месте — Тульская область, где, по оценкам АБ-Центр, потребляют 77,7 тыс. тонн картофеля промышленного выращивания при среднегодовом объеме производства в 532,0 тыс. тонн. Регион имеет возможность поставлять за свои пределы 454,3 тыс. тонн картофеля (что, например, более чем в полтора раза превышает годовые потребности Санкт-Петербурга), самообеспеченность находится на отметках в 685,1%.

Регион млрд. руб.
Республика Дагестан 59,07
Республика Саха (Якутия) 43,94
Камчатский край 39,36
Алтайский край 27,13
Чеченская Республика 27,08
Ставропольский край 19,20
Республика Бурятия 18,30
Республика Крым 17,71
Республика Башкортостан 16,43
Республика Тыва 15,73
Ростовская область 13,85
Курганская область 13,00
Брянская область 12,81
Забайкальский край 12,13
Ивановская область 11,64
Кабардино-Балкарская Республика 11,09
Кировская область 10,01
Чувашская Республика — Чувашия 9,92
Чукотский автономный округ 9,77
Республика Алтай 9,65
Республика Ингушетия 9,20
Карачаево-Черкесская Республика 9,13
Тамбовская область 9,11
Республика Северная Осетия — Алания 8,98
Архангельская область 8,82
Краснодарский край 8,74
Республика Карелия 8,54
Приморский край 8,52
Саратовская область 8,50
Волгоградская область 8,29
Челябинская область 7,59
Кемеровская область 7,22
Воронежская область 7,01
Хабаровский край 6,77
Пензенская область 6,68
Омская область 6,58
Республика Марий Эл 6,03
Иркутская область 5,85
Орловская область 5,73
Владимирская область 5,58
Новосибирская область 5,56
Магаданская область 4,98
Псковская область 4,29
Томская область 4,15
Тверская область 4,08
Оренбургская область 3,97
Нижегородская область 3,93
Республика Калмыкия 3,84
Республика Адыгея (Адыгея) 3,80
Курская область 3,77
Костромская область 3,70
Удмуртская Республика 3,63
Амурская область 3,60
Рязанская область 3,47
Ульяновская область 3,35
Смоленская область 3,25
Красноярский край 3,19
Республика Хакасия 3,09
Республика Мордовия 2,76
Вологодская область 2,73
город федерального значения Севастополь 2,60
Астраханская область 2,42
Белгородская область 2,37
Пермский край 2,19
Калининградская область 2,17
Еврейская автономная область 1,89
Тульская область 1,85
Новгородская область 1,31
Липецкая область 0,79
Ярославская область 0,69
Мурманская область 0,47
Республика Коми 0,30
Калужская область 0,27
Республика Татарстан (Татарстан) 0,00
Ленинградская область 0,00
Московская область 0,00
Самарская область 0,00
Сахалинская область 0,00
Свердловская область 0,00
Тюменская область 0,00
город федерального значения Москва 0,00
город федерального значения Санкт-Петербург 0,00
Ненецкий автономный округ 0,00
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 0,00
Ямало-Ненецкий автономный округ 0,00
Всего 645,14

Предыдущий максимум агрегированного профицита приходился на 2006-й – тогда он достиг 139,9 млрд рублей. Лидерами по уровню профицита консолидированного бюджета региона (в % от налоговых и неналоговых доходов, ННД) стали бюджеты Республики Дагестан и Севастополя: 30,5 и 27,4% ННД соответственно.

Дотации регионам – официальные данные

Список дотационных регионов и суммы дотаций за 2021 год:

Субъекты Сумма, тысяч рублей
Республика Дагестан 61 518 775,0
Республика Саха (Якутия) 38 571 040,5
Камчатский край 34 149 057,0
Чеченская Республика 28 710 667,5
Республика Крым 20 418 974,3
Алтайский край 19 234 295,5
Ставропольский край 17 887 429,1
Республика Тыва 16 066 441,0
Республика Бурятия 15 568 468,1
Чукотский автономный округ 12 782 544,1
Кабардино-Балкарская Республика 12 459 465,0
Республика Ингушетия 9 645 857,3
Курганская обл. 9 151 459,6
Республика Алтай 9 106 684,5
Ивановская обл. 8 461 903,9
Кировская обл. 8 391 869,7
Брянская обл. 8 359 072,5
Карачаево-Черкесская Республика 8 018 399,7
Республика Северная Осетия — Алания 8 006 369,0
Чувашская Республика — Чувашия 7 268 934,9
Республика Башкортостан 6 722 002,0
Забайкальский край 6 437 927,4
Ростовская обл. 5 678 982,0
Тамбовская обл. 5 041 283,3
Республика Карелия 4 960 574,0
Республика Марий Эл 4 853 090,4
Краснодарский край 4 398 104,7
Архангельская обл. 4 132 655,7
Волгоградская обл. 4 129 097,2
Саратовская обл. 4 114 285,8
Приморский край 3 743 122,6
Омская обл. 3 705 119,3
Пензенская обл. 3 645 628,9
Воронежская обл. 3 364 328,1
Челябинская обл. 3 332 741,8
Республика Калмыкия 3 251 440,8
Республика Адыгея (Адыгея) 2 947 665,3
Кемеровская обл. 2 892 983,8
Орловская обл. 2 798 918,4
Новосибирская обл. 2 736 963,9
Псковская обл. 2 697 683,7
Оренбургская обл. 2 663 856,0
Томская обл. 2 491 740,7
Владимирская обл. 2 430 504,0
Хабаровский край 2 367 778,7
Магаданская обл. 2 094 003,2
Севастополь 2 000 684,3
Удмуртская Республика 1 985 564,8
Курская обл. 1 960 738,8
Тверская обл. 1 957 873,5
Нижегородская обл. 1 953 335,3
Рязанская обл. 1 950 840,5
Иркутская обл. 1 650 931,8
Амурская обл. 1 477 849,7
Астраханская обл. 1 444 833,0
Республика Хакасия 1 413 410,3
Калининградская обл. 1 401 127,6
Смоленская обл. 1 388 732,2
Костромская обл. 1 364 852,2
Республика Мордовия 1 353 055,9
Ульяновская обл. 1 311 398,6
Пермский край 1 254 191,2
Вологодская обл. 1 023 709,4
Белгородская обл. 960 702,3
Красноярский край 889 411,3
Новгородская обл. 751 258,6
Еврейская автономная обл. 612 025,6
Тульская обл. 543 160,6
Липецкая обл. 398 018,2
Ярославская обл. 370 682,7
Республика Коми 264 449,9
Мурманская обл. 14 732,3

Дагестан был и остается самым требовательным регионом. Чечня – тоже требовательный дотационный регион, как и Якутия, Башкирия, Крым и многие другие субъекты.

Как центр распределяет деньги?

Для начала поясним, каким образом федеральный центр даёт деньги регионам. Перечисления регионам из бюджета РФ делятся на безвозмездные и бюджетные кредиты с процентом. Безвозмездные перечисления включают дотации, субсидии, субвенции.

Дотация — это финансирование, которое предоставляется бюджетом РФ без конкретной цели и чаще всего для погашения долгов субъекта или компенсации убытков. Этими деньгами государство пытается закрыть “дыры” в бюджете субъектов.

Субсидия — адресная денежная помощь, которая выделяется из бюджета на конкретные цели. Например, для выплат субсидий малому бизнесу или предприятиям сельского хозяйства.

Читайте также:  Стандартный налоговый вычет на ребенка в 2023 году

Субвенции — тоже межбюджетные трансферты, которые должны вернуться в бюджет РФ, если не будут использованы по назначению.

Баланс рынка картофеля промышленного выращивания по федеральным округам

Округа-доноры. Среди всех федеральных округов России, объем производства картофеля, по оценкам АБ-Центр, превышает объем потребления лишь в Центральном ФО — на 865,7 тыс. тонн и в Уральском ФО — на 42,5 тыс. тонн (это округа-доноры).

При этом, потребление картофеля в ЦФО составило 2 040,4 тыс. тонн, производство — 2 906,2 тыс. тонн. Среди регионов ЦФО 9 регионов-доноров и 9 регионов-реципиентов. Крупнейший регион-донор — Брянская область, ключевой регион-реципиент — г. Москва. Самообеспеченность Центрального ФО по картофелю за рассматриваемую пятилетку (2015-2019 гг.) в среднем находилась на уровне 142,4%.

Под самообеспеченностью понимается отношение объема производства к объему потребления в процентном выражении.

В Уральском ФО потребление находилось на уровне 641,5 тыс. тонн, производство — 684,0 тыс. тонн. При этом, в округе лишь один регион-реципиент — Челябинская область с дефицитом картофеля собственного производства на уровне 61,9 тыс. тонн.

В остальных регионах Уральского ФО (Курганская, Свердловская, Тюменская области) объемы производства превышают объемы потребления.

Самообеспеченность УФО по картофелю, по оценкам АБ-Центр, составляет 106,6%.

Бюджет-2018: Определены самые богатые регионы и лидеры по дотациям

Отметки в 7,5 млрд рублей достигнет дефицит бюджета Омской области.

Наибольший дефицит прогнозируется в бюджете Чечни — по расчетам трехсторонней комиссии, он достигнет 9,8 млрд рублей.Закон о федеральном бюджете на 2023 год распределяет более 100 млрд рублей между регионами.

Об этом члены трехсторонней комиссии договорились в ходе рассмотрения проекта госсметы во втором чтении. Как рассказал зампредседателя Госдумы Александр Жуков («Единая Россия»), дотации получат 73 региональных бюджета.Согласно решению трехсторонней комиссии, основной объем дотаций будет направлен на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в 2023 году.

Так, наибольший объем дотаций получит Омская область — в бюджет региона дополнительно уйдут 8,6 млрд рублей.

По 5,3 млрд рублей поступят в Пензенскую область и Ставропольский край.

Анализ регионов-доноров и регионов-реципиентов России

Расположенные близко друг к другу, регионы так кризисные пояса. На России к поясам относятся: пояс, пояс, Уральский пояс, пояс.

проблемами поясов являются: спад производства, безработица, уровень жизни, бюджетная обеспеченность, уровень населения, военные конфликты, численность переселенцев и беженцев. Отсталые регионы. «Характерными развития регионов являются: состояние застоя, интенсивность деятельности, малодиверсифицированная структура экономики, слабый научно-технический потенциал, развитая сфера.

К данной категории в время следующие регионы: большинство республик Кавказа, и округа юга Сибири, республика Эл, Калмыкия»[1]. «Депрессивные регионы — это территории, в время более низкими, чем в среднем по стране, социально-экономического развития, но в были развитыми, а по показателям ведущее в стране. Отличительными депрессивных регионов являются: уровень научно-технического потенциала, доля в экономики, относительно уровень кадров.

Официальные показатели

На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:

  1. Лидером в рейтинге по количеству государственных дотаций является республика Дагестан. На 2020 год ей было выдано средств, порядка 72 млрд. руб.
  2. Затем идет республика Саха, которой выделили 51 млрд.
  3. С небольшим отрывом идет Камчатский край.
  4. На четвертом месте расположилась Чеченская республика.
  5. Алтайскому краю за 2019 год было выдано 26 млрд. руб.
  6. Ставропольский край принял 24.291.000.000 рублей.
  7. Немножко от него отстала Республика Крым.
  8. Далее, с небольшим отрывом идет Бурятия.
  9. На девятом месте рейтинга расположилась республика Тыва.
  10. И замыкает десятку Башкортостан с 17 миллиардами заемных рублей.

Самые богатые и самые бедные регионы России: кто кого кормит?

Бюджет Республики Дагестан на 2021 год будет выполнен с профицитом — запланированные доходы превысят расходы. Об этом заявил на заседании правительства Дагестана министр финансов республики Билал Джахбаров. По его словам, сумма профицита должна составить более 1,6 млрд рублей. EADaily напоминает, что такой случай в дотационном Дагестане уже был.

В прошлом году бюджет в Дагестане также оказался бездефицитным. Согласно документам, прогнозируемый объем доходов на 2021 год в Дагестане был определен на сумму свыше 81,518 млрд рублей. В таком же объеме были запланированы и расходы на этот год.

Федеральные дотации Чечне и Крыму в 2021 году практически останутся на уровне 2021 года, хотя дотации остальным регионам вырастут более чем на 15%, следует из поправок правительства ко второму чтению бюджета Чечня после резкого выступления своего руководителя Рамзана Кадырова против сокращения финансирования республики получит из федерального бюджета в 2021 году дотации на 40,4 млрд руб.

Российские губернаторы впервые за много лет громко и хором заявили о том, что в стране неправильно устроены бюджетные отношения между центром и регионами.

Главы успешных субъектов — Москвы, Татарстана и Калужской области — считают, что центр забирает у них слишком много, а система не дает бедным территориям стимулов к развитию. Эксперты говорят, что регионы пользуются предвыборным годом, чтобы попытаться защитить свои интересы.

Скорее всего, принципиально изменить схему распределения денег в России не получится. Но ее можно улучшить. Первым выступил мэр Москвы Сергей Собянин. В сентябре 2021 года, выступая на Московском финансовом форуме, он предостерег Минфин от проведения уравнительной финансовой политики.

Федеральные дотации Чечне и Крыму в 2021 году практически останутся на уровне 2021 года. Чечня после того, как глава республики Рамзан Кадыров выступил против сокращения поступлений в региональный бюджет из федерального центра, получит 40,4 миллиарда рублей дотаций.

Это следует из поправок правительства ко второму чтению бюджета на 2021−2021 годы.

Их без обсуждения в минувшую пятницу одобрил комитет Госдумы по бюджету. Дотации Республике Крым незначительно снизятся в 2021 году (до 37,2 миллиарда рублей), следует из тех же поправок.

— По идее, донор — это тот, кто отдаёт в бюджет больше, чем получает из него, — говорит Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. — У нас же при определении, какой регион записывать в доноры, а какой нет, обычно смотрят на то, получает ли он дотации на выравнивание бюджета из фонда финансовой поддержки регионов.

Читайте также:  50 правил безопасности в интернете

В работе выявлены наиболее дотационные регионы за 2021 год, определены основные проблемы регионов-реципиентов, в том числе кризисных, отсталых и депрессивных регионов.

Проанализирован рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2021 год, включая регион Республики Крым. Рассмотрены регионы-доноры, которые в 2021 году показали устойчивый экономический рост. Выявлены проблемы дотационных регионов и определены пути эффективного управления региональной экономической безопасностью.

Рассмотрен проект стратегического развития Крыма.

К регионам-реципиентам относятся: кризисные регионы, отсталые регионы ( большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, республика Марий Эл, ремпублика Калмыкия»), депрессивные регионы. В кризисных регионах показатели социально-экономического развития существенно хуже, чем в по стране.

18 ноября Госдума приняла в первом чтении проект бюджета на 2021-2021 годы. За принятие законопроекта проголосовали 334 депутата, против — 100, воздержавшихся не было. Все три года бюджет будет дефицитным.

В 2021 году дефицит составит 2,753 триллиона рублей, в 2021 — 2,011, а в 2021 — 1,142 триллиона рублей соответственно.

Учитывая нехватку средств, правительство предложило сократить отчисления в российские регионы, что тут же вызвало резкую критику главы Чечни Рамзана Кадырова. Возникает много вопросов. Нас не может устраивать предлагаемый Минфином вариант проекта бюджета.

Если и дальше продолжится практика урезания бюджета, республика не сможет развиваться, нам не удастся выполнить взятые на себя социальные обязательства. Чечня — дотационный регион. Но далеко не единственный.

Какие регионы России являются основными получателями дотаций, а какие — донорами, и есть ли тенденция к изменению на своеобразной «финансовой карте»?

  • Статья
  • Обсуждение
  • Читать
  • Просмотр вики-текста
  • История
  • Ссылки сюда
  • Связанные правки
  • Спецстраницы
  • Версия для печати
  • Постоянная ссылка
  • Сведения о странице
  • Цитировать страницу
  • Эта страница последний раз была отредактирована 11 января 2021 в 23:08.
  • Политика конфиденциальности
  • Описание Викип
  • Отказ от ответственности

Сколько осталось регионов-доноров

Официально в России регионом-донором считается субъект РФ, который не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Правила предоставления этих дотаций постоянно меняются, причем чаще всего изменения в худшую для регионов сторону.

Результат – число регионов-доноров постоянно снижается. Даже по официальным критериям их число снизилось в разы:

  • в 1993 году было 35 регионов-доноров;
  • в 1997 году – 8 регионов;
  • в 2001 году – 25 регионов;
  • в 2015 году – 14 регионов;
  • сейчас – 13 регионов.

Одной из причин снижения финансового потенциала регионов была череда кризисов, но экономисты винят, в первую очередь, политику властей – регионы с 2003 года начали постепенно лишать НДПИ, а изменение формулы его расчета снизило налог на прибыль – что еще сильнее ударило по регионам.

Параллельно с перераспределением налогов в центр, на регионы стали «навешивать» дополнительные расходные обязательства – их суммы стали вдвое больше.

Официально перечень регионов, которые не получают в 2019 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, насчитывает 13 пунктов. Мы предлагаем посмотреть на их основные экономические показатели и сравнить их с общероссийскими:

Регионы Безработица, % Средние доходы, рублей Естественный прирост (на 1000 человек населения) Миграционный прирост (на 1000 человек населения) ВРП, в % от ВВП ВРП на душу населения, рублей
Калужская область 3,9 28 860,4 -4,7 1,9 0,56 411 565,3
Московская область 2,7 43 996,8 -1,2 13,9 5,08 509 545,2
Москва 1,2 66 377,1 0,8 7,8 20,99 1 263 698,0
Ненецкий АО 8,1 78 703,3 5,1 -8,9 0,37 6 288 467,9
Ленинградская область 4,1 30 430,1 -5,3 23,7 1,29 535 717,3
Санкт-Петербург 1,5 42 718,0 0,8 5,2 5,16 727 210,6
Татарстан 3,3 33 371,4 0,5 0,7 2,82 543 522,4
Самарская область 3,7 28 018,4 -3,1 -0,1 1,80 422 024,7
Свердловская область 4,8 35 711,3 -1,9 -0,3 2,86 495 115,9
ХМАО-Югра 2,5 50 497,6 7,3 -2,1 4,69 2 127 213,5
ЯНАО 2,1 79 933,6 8,7 -3,2 3,29 4 581 150,1
Тюменская область 4,5 29 023,8 2,8 10,3 1,35 680 908,9
Сахалинская область 5,3 51 705,7 -0,5 -0,7 1,03 1 577 910,3
В целом по РФ 4,8 33 010,2 -1,6 0,9 100 510 253,1

Банкротство регионов – уже реальность?

Как уже было сказано выше, бюджет региона не может быть дефицитным – если при составлении проекта окажется, что запланированные доходы меньше, чем плановые расходы, в федеральном бюджете заложат соответствующую сумму дотации.

Но так это работает лишь в теории. На практике регионы крайне ограничены в своих возможностях – если субъект получает дотации из федерального бюджета, его полномочия урезаны. То есть, в некоторых случаях в федеральном бюджете могут заложить меньшую сумму дотации, из-за чего региону придется отказываться от части расходов.

При этом урезать можно лишь незащищенные статьи, что еще больше снижает возможности регионов. Однако, чтобы погашать свои обязательства и развиваться, регионы привлекают кредиты. С их возвратом все чаще возникают проблемы.

Впервые о дефолте региона в России заговорили в 2008 году, когда Московская область не смогла расплатиться с кредиторами. Через 7 лет то же случилось с Новгородской областью, которая не выплатила кредит ВТБ.

Формально это дефолтом не является, поэтому приходится верить рейтинговому агентству АКРА, которое учитывает 3 критерия банкротства региона:

  • просрочки платежей по долгу;
  • прекращение деятельности;
  • вынужденная реструктуризация долга.

Чаще всего удается отследить долги регионов перед банками, и лишь по судебным решениям.

Причины банкротства регионов и городов те же – высокий уровень дотационности (муниципальные бюджеты на 75% состоят из дотаций), значительная централизация доходов, кассовые разрывы, проблемы в самой экономике.

Пример технического дефолта – просрочка по погашению кредита в размере 256 миллионов рублей, который ПАО «Саровбизнесбанк» предоставил администрации города Тамбова. Тогда город просрочил платеж на месяц, из-за чего «набежало» 2 миллиона рублей процентов и пени, которые банк успешно взыскал через суд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *