- Финансовое право

Налоговый учет субсидий на «коронавирус» 2020

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый учет субсидий на «коронавирус» 2020». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В бухучете коммерческих организаций правила отражения информации о поступлении и расходовании госпомощи регламентированы ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Для этого предусмотрен сч. 86 «Целевое финансирование», на котором отражаются средства, направляемые в качестве целевого финансирования на покрытие расходов.

Бухгалтерский и налоговый учет субсидий на дезинфекцию и профилактику коронавируса

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных), установлены ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н). Для учета целевого финансирования, бюджетных средств и иных аналогичных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

По мнению экспертов 1С, для ситуации, когда субсидии предоставляются как возмещение (компенсация) уже совершенных расходов, счет 86 можно не использовать.

Субсидия, полученная организацией на компенсацию понесенных затрат, относится на увеличение финансового результата организации и учитывается в бухгалтерском учете в составе прочих доходов организации (п. 10 ПБУ 13/2000; п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

Если же полученная субсидия будет использована на будущие расходы, проводить ее через счет 86 также нецелесообразно, поскольку субсидия предоставляется на любые затраты (без целевого назначения) и не предполагает никакой отчетности об использовании полученных средств.

В то же время организация по желанию может использовать счет 86 для учета полученных средств, поскольку никаких запретов на использование счета 86 в данной ситуации нет.

Затраты, на компенсацию которых получена субсидия, в бухгалтерском учете отражаются в расходах в обычном порядке.

Субсидии, полученные субъектами МСП из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, не учитываются в доходах для целей исчисления налога на прибыль (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При этом расходы за счет субсидий, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ, также не учитываются в целях исчисления налога на прибыль (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).

Обратите внимание, что подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ и пункт 48.26 статьи 270 НК РФ введены Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.

НДС по приобретенным за счет субсидии товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам можно принять к вычету в общем порядке (п. 1 ст. 2 Закона № 121-ФЗ).

Субсидии малому и среднему бизнесу на мероприятия по профилактике коронавируса.

Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 утверждены Правила предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции. Субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.

Рассмотрим пример отражения получение субсидии на примере конфигурации 1С:Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0.

1 шаг. Приобретение материалов для профилактики коронавируса.

В разделе «Покупки — Поступления (акты, накладные, УПД)» создаем документ «Поступление товаров» и регистрируем счет-фактуру с отражением вычета НДС в книге покупок.

Поступление государственной помощи

В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

  • по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
  • по мере фактического получения ресурсов.

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.

В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

Нюансы налогового учета субсидии

Как можно увидеть из приведенных примеров, налоговые требования об исключении субсидии из расходов, уменьшающих налоговую базу на ОСН и УСН, урегулируются правильным составлением бухгалтерских проводок.

В Примере 1 это: Дт 86 Кт 44 – 121 300.

В Примере 2: Дт 86 Кт 26 – 60 650.

И в том, и в другом случае отраженное в бухучете использование субсидии уменьшает то, что далее пойдет в расчет налоговой базы по прибыли или доходно-расходной УСН.

Читайте также:  судебная наркологическая экспертиза в Воронеже

Саму же субсидию при получении в облагаемую налогом базу не включают:

  • у юрлиц на ОСН (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • у ИП и организаций на УСН (подп. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
  • для ИП на ОСН (подп. 82 ст. 217 НК РФ).

Поэтому при зачислении на счет бюджетных средств никакие записи в налоговом учете делать не нужно.

Учёт коронавирусных кредитов и субсидий

Если субсидия израсходована на покупку или создание внеоборотных активов, ее нужно учесть на счете 86. В момент ввода объекта в эксплуатацию бюджетные деньги надо отразить по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Далее, по мере начисления амортизации, — списывать на финансовые результаты, используя счет 91.

Обязанностью работодателя, установленной ТК, является, среди прочего, обеспечение безопасных условий труда. С учетом этого и требований ПБУ 10/99 «Расходы организации» в качестве расходов по обычным видам деятельности надо учитывать оплату следующих услуг, направленных на защиту от инфекции:

  • тестирование работников на коронавирус и иммунитет к нему;
  • дезинфекция рабочих помещений;
  • связь с дистанционными работниками;
  • доставка работников до места работы и обратно в период режима повышенной готовности.

Если все это производится полностью или частично собственными силами (без привлечения сторонних лиц), указанные затраты также включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.

В составе прочих расходов (отличных от расходов по обычным видам деятельности) учитываются:

  • зарплата за время нерабочих дней с 30 марта по 8 мая;
  • оплата вынужденного простоя из-за приостановления деятельности организации в связи с пандемией;
  • штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения во время режима повышенной готовности;
  • расходы по несостоявшимся служебным командировкам (невозмещенная оплата проезда, бронирования гостиницы, услуг и другое);
  • расходы на благотворительность в связи с пандемией (перечисление денег пострадавшим лицам; приобретение для медучреждений специализированного оборудования; обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет, другое).

Для обобщения информации о прочих расходах, связанных с распространением коронавируса, используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».

На субсидию вправе рассчитывать субъекты СМП и социально ориентированные НКО, которые осуществляют деятельность в отраслях, пострадавших от пандемии в 2020 г. и требующих осуществления профилактических мер.

Такая господдержка выдается единовременно и на безвозвратной основе. Юридические лица и ИП вправе использовать государственную субсидию для любых расходов, осуществляемых при проведении профилактических мер по коронавирусу.

Как отразить в бухучете «коронавирусные» расходы и субсидии: разъяснения Минфина

Налог с полученных субсидий платить не нужно.

В Налоговый кодекс внесли дополнения, согласно которым «коронавирусные» субсидии не считаются доходом для налога на прибыль (НДФЛ для ИП), УСН и ЕСХН (п. 82 ст. и пп. 60 п. 1 ст. НК РФ).

НДС при получении «коронавирусной» субсидии начислять также не нужно. Его платят только с тех видов государственной помощи, которые связаны с реализацией товаров или услуг по сниженным ценам (п. 1 ст.162 НК РФ). А в данном случае такой связи нет, поэтому нет и необходимости начислять НДС.

При использовании ЕНВД или патентной системы суммы поступлений, в том числе и субсидии, в принципе не влияют на облагаемую базу.

Расходы, которые оплачены за счет государственной помощи, нельзя учесть для уменьшения облагаемой базы (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).

Правда, здесь можно прибегнуть к хитрости. Субсидию можно потратить не только на зарплату, но и на другие цели (п. 1 Правил, утвержденных постановлением № 576). Поэтому бизнесмен может направить полученные от государства деньги на оплату тех затрат, которые и так не уменьшают облагаемую базу. Например — заплатить за счет субсидии сам налог на прибыль или упрощенный налог.

Чтобы подтвердить, что субсидия использована для финансирования необлагаемых затрат, можно издать соответствующий приказ. Но как к подобным действиям налогоплательщика в дальнейшем отнесутся проверяющие — пока неясно.

  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов
  • Регламентирующий документ
  • Кому дают
  • Сколько удастся получить
  • Как получить
  • На какие цели выделяется субсидия
  • Как отразить в бухучете и бухгалтерской отчетности
  • Как субсидия облагается налогами

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

В связи с коронавирусом предоставляют федеральные и региональные субсидии.

Федеральные субсидии. Государство за счет федерального бюджета финансирует организации и предпринимателей в рамках антикризисных мер поддержки бизнеса. Малым и средним компаниям и предпринимателям из пострадавших отраслей предоставят федеральные субсидии на решение неотложных задач, включая выплату зарплат, на сохранение уровня оплаты труда в апреле и мае. Размер субсидии составит 12 130 рублей на каждого сотрудника в месяц (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства от 24.04.2020 № 576).

Региональные субсидии. Региональные власти тоже предоставляют субсидии организациям и предпринимателям в рамках антикризисных мер поддержки бизнеса. Например, в Камчатском крае субсидии предоставляют субъектам малого и среднего предпринимательства на финансирование расходов, связанных с производством масок (приказ Министерства инвестиций и предпринимательства Камчатского края от 09.04.2020 № 20-п).

Читайте также:  Пособие по инвалидности — за что назначается, как получить

Направления деятельности, которым оказывается поддержка

При принятии решения об открытии бизнеса с расчетом на помощь от государственных структур необходимо изучить направления деятельности, являющиеся приоритетными при оказании бюджетной помощи. В текущем году внимание государства уделяется:

  • сфере производства, особенно сельскохозяйственного;
  • научной деятельности, развитию инноваций и высоких технологий;
  • деятельности, имеющей социальную направленность;
  • туристическому кластеру, включая экологический туризм;
  • развитию народных промыслов.

В каждом регионе страны в качестве направлений для господдержки определяются приоритетные виды, наиболее значимые для конкретной территории. К таковым могут относиться:

  • оказание услуг транспортного характера;
  • приобретение разнообразного оборудования (производственного);
  • деятельность, связанная с переработкой древесины;
  • развитие сферы жилищно-коммунальных услуг;
  • предпринимательская деятельность в различных отраслях пищевой промышленности (производство, переработка);
  • поддержка организаций, занятых разработкой стартапов, технопарков.

Важно! Полный перечень вариантов деятельности, субсидируемых за счет бюджета государства, представлен в приказе министерства экономического развития РФ № 167 (25.03.2015).

Варианты помощи малому бизнесу

Согласно законодательству поддержка предпринимателей может производиться в виде:

  • финансирования организаций и предпринимателей;
  • понижения размера обязательных налоговых выплат, установления налогового льготирования;
  • проведения возврата сумм, выплаченных по банковским займам в качестве процентов;
  • начисления субсидий, предназначенных для компенсации определенных конкретных трат;
  • установления квоты для проведения государственных закупок у представителей малого бизнеса;
  • выделения земельных участков по особой процедуре;
  • аренды государственного имущества или оборудования с применением льготных условий договора;
  • упрощенной системы по оформлению отчетности и разрешительной документации;
  • преимущественного права при участии в государственных закупках;
  • организации добровольных объединений и иных структур, предназначенных для оказания содействия в вопросах развития малого бизнеса.

Важно! Льготы по налогообложению применимы только в ситуации, когда заявленный вид деятельности предприятия является для него основным и его доля в итоговой сумме прибыли занимает больше 70%.

Предприниматели могут претендовать также на участие в следующих программах:

  • расширенной помощи занимающимся бизнесом в сельскохозяйственном секторе производства;
  • возмещения трат на обновление парка основных средств (частичное);
  • поддержки информационного плана (организации обучающих курсов, семинаров);
  • имущественной поддержки, охватывающей возможность аренды муниципальных производственных мощностей и строений (помещений) со скидкой (до 60%);
  • льготного кредитования региональных инвесторов, компенсации затрат по лизинговым сделкам;
  • возмещение затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению.

Для желающих получить денежное пособие предназначены субсидии:

  1. Для начала собственного бизнеса. Размер выплаты составляет годовую сумму пособия по безработице. Дополнительно сумма, равная вышеуказанной, выплачивается в случае трудоустройства гражданина, предъявившего направление на работу из центра занятости.
  2. Для развития бизнеса, действующего не больше 24 месяцев. Выделяется от 300 тыс.руб. до 500 тыс.руб. при условии, что размер собственного участия претендента в инвестировании проекта составляет 35%-50%.
  3. Для переоснащения основных средств и развития предприятия. При занятости в приоритетной области хозяйства сумма выплаты составляет от 3 млн.руб. до 10 млн.руб.

Бухучёт кредита на возобновление деятельности

Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).

В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:

Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.

Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:

Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.

После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:

  • Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
  • Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.

Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).

Субсидия от государства: пример проводки

Компания получила по коронавирусу на расчетный счет:

  • 25 мая — субсидию за апрель в размере 242 600 рублей (12 130 руб. х 20 чел.);
  • 19 июня — субсидию за май в сумме 218 340 рублей (12 130 руб. х 18 чел.).

Всю полученную в мае субсидию она направила на покрытие расходов по зарплате за апрель. Часть полученной в июне субсидии в сумме 100 000 рублей — на арендную плату за июнь, а оставшуюся часть (118 340 рублей) — на оплату счетов за материалы, которые были приобретены и списаны в производство в мае.

Как отразить это в бухучете? Проводки по начислению зарплаты работникам, начислению арендной платы, по приобретению и оприходованию материалов, а также их списанию в производство в бухучете надо делать как обычно. А на сумму расходов, профинансированных за счет субсидии, нужно признать прочий доход.

Операция Дебет Кредит Сумма в рублях
Получена субсидия (25 мая) Счет 51 Счет 86 242 600
Признан доход в сумме субсидии, израсходованной на зарплату за апрель Счет 86 Счет 91-1 242 600
Получена субсидия (19 июня) Счет 51 Счет 86 218 340
Признан доход в сумме субсидии, потраченной на оплату материалов, списанных в производство в мае Счет 86 Счет 91-1 Счет 118 340
Признан доход в сумме субсидии, израсходованной на арендную плату за июнь (30 июня) Счет 86 Счет 91-1 100 000
Читайте также:  Выдача займов физическому лицу: учет и налогообложение

Налогом на прибыль не облагают федеральные субсидии в связи с коронавирусом организациям из пострадавших отраслей бизнеса, которые на 1 марта 2020 года включены в реестр малого и среднего предпринимательства. Полученную субсидию в доходы при расчете налога на прибыль не включайте. Данный вид необлагаемых доходов обособили от доходов в виде целевого финансирования по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК и закрепили в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК.

Расходы за счет таких субсидий не учитывайте при расчете налога на прибыль. Такую норму закрепили в пункте 48.26 статьи 270 НК. Новые нормы вступили в силу 22 апреля 2020 года и распространяются на правоотношения с 1 января 2020 года (п. 1 и 2 ст. 3 Закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ).

Требования к учреждению-получателю

Согласно пп. «е» п. 4 Общих требований на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение либо принять решение о предоставлении субсидии, у учреждения должны отсутствовать:

  • неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;
  • просроченная задолженность по возврату субсидий и бюджетных инвестиций в бюджет, из которого планируется предоставить целевую субсидию (кроме случаев, когда целевые средства выдаются на мероприятия по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию ее последствий и осуществление восстановительных работ, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам).

Пример покупки лизингового имущества.

  • Дт 76 Кт 86 — подписаны документы;
  • 51 76 — получены денежные средства;
  • 86 98 — отражение доходов будущих периодов;
  • 20 02 — амортизация;
  • 98 91 — часть субсидии учтена как внереализационный доход на амортизацию.

ООО “Апельсин” получило дотации на 1 млн рублей. Через год в результате проверки был выявлен нецелевой расход средств, и принято решение их вернуть.

Проводки будут следующими:

  • Дебет 86 Кредит 76 – 1 млн рублей — выставлена сумма к возврату;
  • 98.2 91.1. – 180 тыс. руб. — незаконно начисленный износ;
  • 91.1 86 – 180 тыс руб. — ликвидировано начисление амортизации;
  • 98.2 86 – 820 тыс руб. — восстановлен остаток субсидии;
  • 86 51 – 1 млн рублей — возврат фактически осуществлен.

Даже по федеральным субсидиям НДС восстанавливается не всегда

Этот вывод основан на формулировке пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ: НДС восстанавливается в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Некоторые налоговые органы настаивают на восстановлении НДС в любом случае, считая слова «с учетом налога» несущественными. Однако арбитры в этом вопросе полностью согласны с Минфином. Поэтому и в подобных случаях налогоплательщикам необходимо отстаивать свои интересы и не спешить признавать доначисленные инспекторами суммы (постановления АС СЗО от 29.09.2015 № Ф07-7133/2015 по делу № А13-15788/2014, ФАС ПО от 01.07.2014 по делу № А65-22566/2013).

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований[1]. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах.

Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2021 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне.

Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

Кому и на что предоставляется

Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов. Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе. А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.
Такими целями являются:

  • проведение ремонтных работ капитального характера в зданиях, находящихся в собственности учреждения, разработка сметы, проекта;
  • возмещение затрат, произведенных вследствие стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций;
  • формирование основных фондов, требующее затрат больше 2 миллионов рублей, включая обустройство территории;
  • компенсация затрат на коммунальные услуги зданий предприятия (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроэнергия), при накоплении задолженностей;
  • обеспечение выполнения государственного задания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *