- Авторское право

Налог на автомобили и другой транспорт в Беларуси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на автомобили и другой транспорт в Беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В новом законе закреплено, что полностью освобождаются от транспортного налога две новые категории ТС:
«обращенные в доход государства по решению компетентного органа»;
«специально оборудованные для использования инвалидами и имеющие соответствующую запись в техпаспорте».

Плательщиками транспортного налога являются:

1) организации;

2) физические лица;

3) индивидуальные предприниматели (далее – ИП).

Не являются плательщиками налога:

1) республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы;

2) суды;

3) органы прокуратуры;

4) местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица);

5) государственные учреждения, созданные местными исполнительными и распорядительными органами для обеспечения деятельности бюджетных организаций;

6) организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;

7) войска и воинские формирования.

Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога

Плательщиками-организациями налоговая декларация (расчет) по транспортному налогу представляется не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата авансовых платежей производится не позднее 22-го числа третьего месяца квартала, за который исчисляется авансовый платеж.

Доплата транспортного налога по итогам налогового периода производится не позднее 22 февраля года, следующего за текущим налоговым периодом.

В случае если суммы уплаченных авансовых платежей превышают сумму исчисленного транспортного налога за налоговый период, излишне уплаченные суммы транспортного налога подлежат зачету либо возврату плательщику в порядке, установленном ст. 66 НК.

Важно!

В счет уплаты авансовых платежей на основании заявления плательщика в порядке, установленном ст. 66 НК, может быть произведен зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней при наличии у него объекта налогообложения по транспортному налогу.

Плательщиком – физическим лицом транспортный налог уплачивается на основании извещения налогового органа установленной формы, ежегодно вручаемого такому плательщику не позднее 1 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата налога плательщиками – физическими лицами производится:

  • ежегодно не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом;

  • в течение 30 календарных дней со дня вручения извещения плательщику – физическому лицу за предшествующие налоговые периоды (см. раздел «Порядок исчисления налога»).

Суммы транспортного налога включаются:

· плательщиками-организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

· индивидуальными предпринимателями – в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (ст. 307-10 НК).

Тарифы транспортного налога в Беларуси для физических лиц

Для многих граждан Беларуси транспортный налог на автомобиль вошел в число самых крупных и неприятных обязательных расходов. В настоящее время они таковы:

Вид транспорта Размер пошлины (BYN)
автомобиль весом не более 1,5 т. 61
автомобиль весом от 1,5 т. до 1,75 т. 81
автомобиль весом от 1,75 т. до 2 т. 102
автомобиль весом от 2 т. до 2,25 т. 122
автомобиль весом от 2,25 т. до 2,5 т. 142
автомобиль весом от 2,5 т. до 3 т. 162
автомобиль весом более 3 т. 223
мотоцикл 41

Кто должен платить транспортный налог

Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.

Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.

Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.

Читайте также:  Об ответственности за хулиганство

При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.

Кто освобожден от уплаты транспортного налога

Местные Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Освобождаются от транспортного налога транспортные средства:

  • выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц — угона (кражи);
  • в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;
  • снятые с учета до 1 июля 2021 года;
  • используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
  • выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
  • категории M1 или M1G*(электромобили), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, — по 31 декабря 2025 года;
  • у плательщиков-организаций — предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись: «Социальная служба»;
  • обращенные в доход государства по решению компетентного органа;
  • специально оборудованные для использования инвалидами и имеющие соответствующую запись в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Как и кто будет контролировать уплату налогового платежа

Ранее, когда планировалось отвязать дорожный сбор от техосмотра и рассматривались различные варианты взимания налога за дороги, самой большой проблемой была система контроля за уплатой.

Предполагалось выявлять неплательщиков с помощью камер фото и видео фиксации. Нарушителям, участвующим в дорожном движении без уплаты налога за дороги, планировали присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима.

Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, а не госпошлине, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, вы плательщик налога. При неуплате начисляется пеня.

Не исключено и привлечение к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.

Размер (ставка) транспортного налога для физических лиц в 2022 году

Категория транспортных средств

Ставка налога, рублей

Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах):
до 1,5 т. (включительно) 61,0
от 1,5 т. до 1,75 т. 81,0
от 1,75 т. до 2,0 т. 102,0
от 2,0 т. до 2,25 т. 122,0
от 2,25 т. до 2,5 т. 142,0
от 2,25 т. до 3,0 т. 162,0
свыше 3,0 т. 223,0
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах):
до 0,75 т. 41,0
свыше 0,75 т. 223,0
прицеп-дача (караван) 41,0
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой:
до 2,5 т. 162,0
от 2,5 т. до 3,5 т. 345,0
от 3,5 т. до 12 т. 447,0
более 12 т. 508,0
седельный тягач 406,0
Автобусы с числом посадочных мест:
до 20 мест (включительно) 244,0
от 21 до 40 мест (включительно) 345,0
свыше 40 мест 447,0
Мотоцикл (всех видов) 41,0

Размер (ставка) транспортного налога для юридических лиц в 2022 году

Категория транспортных средств

Ставка налога, рублей

Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах):
до 1,0 т. (включительно) 162,0
от 1,0 т. до 2,0 т. 209,0
от 2,0 т. до 3,0 т. 255,0
свыше 3,0 т. 325,0
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах):
до 0,75 т. 116,0
свыше 0,75 т. 278,0
прицеп-дача (караван) 116,0
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой:
до 2,5 т. 278,0
от 2,5 т. до 3,5 т. 394,0
от 3,5 т. до 12,0 т. 510,0
свыше 12,0 т. 580,0
седельный тягач 464,0
Автобусы с числом посадочных мест:
до 20 мест (включительно) 278,0
от 21 до 40 мест 394,0
свыше 40 мест 510,0
Мотоцикл (всех видов): 70
Читайте также:  Как прописаться на даче и в СНТ? Закон и подводные камни

До начала 2023 года транспортный налог будут считать по-старому

Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.

Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.

Кто должен платить транспортный налог

Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.

Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.

Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.

При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.

Льготы по транспортному налогу

Инвалиды 1-й и 2-й групп, ветераны ВОВ и пенсионеры могут уплачивать транспортный налог с 50%-ой скидкой.

Но следует учитывать, что данное право предоставляется только при наличии у собственника транспортного средства водительского удостоверения соответствующей категории. Это означает, что избежать уплаты налога путем оформления автомобиля на пенсионера или инвалида, не имеющего прав, уже не получится. Что касается инвалидов 3-й группы, то они будут уплачивать транспортный налог со скидкой в размере 25%.

Местным органам власти разрешено полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (это касается всех имущественных налогов). В данном случае каждая ситуация рассматривается индивидуально и только при условии, что транспортное средство не используется для занятий предпринимательской деятельностью.

Транспортный налог в Беларуси – это неофициальное название «Госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».

Транспортный налог также могут называть «налогом на дороги», а иногда – «платой за техосмотр», хотя последнее неверно, техосмотр – это контрольная процедура, которая оплачивается отдельно.

Уплата транспортного налога регламентируется законодательством и обязательна для большинства автовладельцев. Это важный момент – платят налог (ранее госпошлина) именно владельцы транспортных средств.

Читайте также:  Разрешение на травматическое оружие

Палатой представителей от 18 декабря 2020 года приняты изменения в Налоговом кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года. Согласно постановлению с 1 января 2021 года отменяется пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Вместо госпошлины будет действовать транспортный налог. Как ранее и планировалось транспортный налог (дорожный сбор) будет отвязан от техосмотра. Размер транспортного налога будет ниже госпошлины, однако платить его обязаны все владельцы транспортных средств. Таким образом, уклониться от уплаты транспортного налог не удастся.

• Изменится ли с 2023 г. порядок определения налоговой базы по УСН по договорам, в которых сумма обязательств выражена в иностранной валюте (в том числе эквивалентно сумме в иной иностранной валюте), а также в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте?

• Организация применяет в 2022 году общий порядок налогообложения, с 2023 года планирует перейти на УСН с отражением выручки по принципу оплаты. От заказчика в 2022 году поступила предоплата за товар, который будет отгружен в 2023 году. Каким налогом и по какой ставке облагается такая реализация?

• Теряет ли организация, оказывающая услуги транспортной экспедиции, право на УСН в 2023 году?

• Организация розничной торговли в 2022 году применяет УСН и арендует помещение под магазин. Арендодателю реализует товары, оплата по которым проводится взаимозачетом в счет возмещения коммунальных услуг. Имеет ли организация право применять УСН?

• Численность работников организации в среднем за 2022 г. составила 10 чел., а валовая выручка нарастающим итогом с начала 2022 г. — 880 000 бел. руб. В 2023 г. такая организация обязана вести одновременно как бухгалтерский учет, так и книгу учета доходов и расходов?

• С 2023 г. получение арендодателем от арендаторов сумм возмещения стоимости коммунальных услуг, не включаемых в налоговую базу налога при УСН, будет служить основанием для утраты права на УСН?

• Организация-комиссионер в 2022 г. применяет УСН. В соответствии с условиями заключаемых договоров денежные средства за приобретаемые товары покупатель в полном объеме перечисляет на расчетный счет организации-комиссионера. Впоследствии организация-комиссионер полученную за товар сумму перечисляет комитенту за минусом причитающихся ей сумм комиссионного вознаграждения и дополнительной выгоды. Утратит ли организация-комиссионер право на применение УСН в 2023 г.?

• Организация (арендодатель) является членом товарищества собственников, применяющего в 2022 г. УСН, и сдает помещение в аренду. Стоимость коммунальных расходов товариществу собственников возмещает арендатор. Верно ли, что товарищество собственников в 2023 г. сохраняет право на УСН, поскольку в данном случае получает сумму, которая не является суммой, включаемой в валовую выручку товарищества на основании подп.2.10 п.2 ст.328 НК-2023?

• Какие критерии должны соблюдаться для перехода на УСН с 2023 г.? В какой срок необходимо представить уведомление о переходе на УСН с 2023 г.?

• Обязана ли организация уведомлять налоговый орган о своем решении отказаться от применения УСН с 1 января 2023 г.?

Сумма транспортного налога определяется исходя из количества транспортных средств и зависит от:

  • вида транспортного средства: легковой, грузовой, мотоцикл и т.д.;
  • разрешенной максимальной массы;
  • вместимости транспортного средства;
  • принадлежности транспортного средства физическому или юридическому лицу.

Примечание:

При отсутствии сведений о разрешенной максимальной массе транспортного средства ставки транспортного налога устанавливаются в размере минимальной ставки такого налога для соответствующего типа транспортного средства.

Транспортный налог рассчитывается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:

  • произведена регистрация транспортного средства в ГАИ;
  • истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.

Зачем платить транспортный налог?

Государственный налог, который оплачивается во время прохождения технического осмотра машины, водители начали оплачивать, начиная с четырнадцатого года. Правительство, таким образом, решило пополнить казну, все вырученные средства от оплаты налогов, а также плата за проезд по платным дорогам, идут на строительство, ремонт дорог. Согласно подсчетам, принятому на двадцатый год бюджету, в государственную казну Беларуси поступит примерно двести семьдесят миллионов белорусских рублей от платы за проезд по платным дорогам, триста три миллиона рублей составят поступления от оплаты транспортного налога.

Из общей суммы около ста пятидесяти миллиона рублей будет разделено по местным бюджетам для ремонта дорог в районе, области. Вначале двадцатого года на рассмотрение был внесен проект об изменениях системы оплаты транспортного налога, поэтому какой будет окончательной ставка транспортного налога в Беларуси 2021 пока неизвестно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *