- Авторское право

Федеральный закон о защите прав индивидуальных предпринимателей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон о защите прав индивидуальных предпринимателей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Осуществление защиты юридических лиц и частных предпринимателей осуществляется в соответствии с предусмотренными законом принципами. Согласно ст. 3 ФЗ № 294-ФЗ установлено несколько основных начал, позволяющих обеспечить интересы субъектов бизнеса.

Правовые средства защиты прав предпринимателей

Замечание 1

Правовые средства защиты прав предпринимателей (далее ПП) – это совокупность законодательно установленных механизмов по признанию или восстановлению оспариваемых или нарушенных интересов и прав их обладателей, реализуемых определенными способами, в конкретных формах, в определенных законодательством границах, с применением к лицам, совершающим правонарушения, юридической ответственности, механизма исполнимости этих мер.

В сфере предпринимательской деятельности предметом защиты выступают оспариваемые, нарушенные законные интересы и права лиц, в компетенции которых входит данная деятельность.

К способам защиты ПП относятся законодательно закрепленные процессуальные, материально-правовые меры, носящие принудительный характер, благодаря которым осуществляется признание нарушенных или оспариваемых прав, их восстановление, реализуется влияние на правонарушителя. Под материально-правовыми способами охраны и защиты ПП понимают способы действий, предусматривающие защиту прав с использованием охранительных норм права.

Способы защиты ПП:

  • пресекательные – способы, обуславливающие принудительное прекращение действий, носящих противоправный характер и несущих вред, убытки или другие негативные последствия, создающие угрозу данных последствий;
  • восстановительные – способы, направленные на признание конкретных прав субъектом, на восстановление положения, существующего до нарушения права (признание сделки недействительной, признание права, присуждение в натуре к исполнению обязанности, компенсация морального вреда и возмещение убытков и др.);
  • штрафные – способы, направленные на использование мер ответственности (нормативно установленных санкций) против нарушителя за противоправное деяние (взыскание процентов за пользование денежными средствами, взыскание неустойки, конфискации, обращение незаконно полученных доходов и др.).

В процессе рассмотрения и разрешения спора процессуальные способы защиты о нарушенном праве гарантируют и обеспечивают защиту интересов и прав предпринимателей.

Процессуальные способы защиты: право обращения по защите нарушенных ПП к компетентному органу; право на установление компетентного органа для разрешения спорных вопросов (в договорном порядке) и т. д.

Самостоятельным способом защиты прав выступает самозащита. ГК предусматривает, что способы самозащиты не должны выходить за пределы необходимых для его пресечения действий, должны быть соразмерны содеянному. Предприниматель имеет право предпринимать превентивные охранительные меры, обеспечивающие защиту от посягательств его интересов.

Права и обязанности юридического лица или частного предпринимателя при проведении проверки

Руководитель предприятия или иное должностное лицо, которое уполномочено быть его представителем, во время проверки имеет такие права:

  • лично присутствовать во время того, как сотрудники контролирующего органа будут осуществлять свою деятельность;
  • давать разъяснения по любым вопросам, которые непосредственно связаны с деятельностью контролирующего органа;
  • получать от представителей контролирующего органа все данные, которые относятся к проверке и подходят под рамки, установленные Федеральным Законом №294;
  • знакомиться с результатами проверки, ставить в документах соответствующую отметку, а также свидетельствовать о своем согласии или несогласии с упомянутыми результатами. Те же права у него есть и в отношении действий отдельных лиц, представляющих органы государственного контроля;
  • обжаловать действия, совершенные сотрудниками государственного или муниципального контроля в суде. Основанием для этого может быть нарушение прав юридического лица или индивидуального предпринимателя во время проверки;
  • привлекать уполномоченного при Президенте РФ по защите прав юридических лиц к участию в проверке;
  • заполнять журнал проверок в той типовой форме, которая предусмотрена нормативными актами Российской Федерации.

Способы защиты прав предпринимателей

Согласно нормам действующего законодательства существует три способа защитить нарушенные или оспариваемые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  1. Защита материального права — материально-правовой способ, который подразделяется на пресекающий, направленный на прекращение незаконных действий, восстановительный, когда происходит признание оспариваемых прав и штрафной, когда взыскивается материальная компенсация за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – защита прав предпринимателей осуществляется соответствующими органами судопроизводства.
  3. Самозащита – как правило, применяется предпринимателями заранее, не дожидаясь нарушения прав, при условии соблюдения соразмерности предполагаемого нарушения.

Различают две формы защиты прав предпринимателей. Это:

  • судебные – восстановление и сохранения прав судебными органами судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных Судов РФ;
  • внесудебными – третейский суд, нотариальная помощь, досудебное мировое соглашение.
Читайте также:  Процедура восстановления водительских прав при утере в 2023 году

Обязанности должностных лиц контролирующего органа при проведении проверки

В соответствии со статьей 18 Закона, должностные лица органов государственного или муниципального контроля при проведении проверки предпринимателя обязаны:

  1. своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  2. соблюдать законодательство РФ, не нарушать права и законные интересы участников предпринимательской деятельности;
  3. осуществлять проверку на основании приказа или распоряжения руководителя соответствующего контролирующего органа;
  4. осуществлять проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную – при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя;
  5. не препятствовать, присутствовать при проведении проверки предпринимателя или его представителя, задавать вопросы и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  6. предоставлять лицам, присутствующим при проверке, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  7. знакомить с результатами проверки и документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия уполномоченного представителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя, а также руководителя, или иное должностное лицо;
  8. строго учитывать при определении мер, которые принимаются по фактам выявленных нарушений, соответствие этих мер тяжести нарушения, их опасности для жизни и здоровья человека, для растений и животных, для окружающей среды, объектов культурного наследия музейных предметов и другое;
  9. строго соблюдать сроки проведения проверки;
  10. доказывать обоснованность своих действий при необходимости;
  11. не требовать от проверяемого предпринимателя документов и сведений, предоставление которых законодательство не предусматривает;
  12. при необходимости до начала проведения проверки ознакомить участников с административным регламентом, в соответствии с которым проводится проверка;
  13. произвести запись о проверке в специальном журнале учета проверок, если таковые есть у организации или индивидуального предпринимателя.

Цели защиты прав предпринимателей

Основная цель защиты предпринимателей – это восстановление их нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Конечно, можно сказать, что предприниматели могут сами обратиться за защитой своих прав в иные органы, например, в прокуратуру или в суд. Однако, не стоит забывать, что предприниматели могут быть высококвалифицированными специалистами в своей области, но при этом ничего не понимать в юридических вопросах. Может быть так, что предприниматель не знает, как ему защитить свои права, что делать в конкретной ситуации, и тогда он может обратиться к уполномоченному. Уполномоченный в свою очередь может дать разъяснения, как предпринимателю защитить свои права или же может оказать содействие в защите его прав.

В целях защиты прав предпринимателей уполномоченный также осуществляет контроль за тем, чтобы соблюдались права и интересы предпринимателей.

Федеральный закон о защите прав предпринимателей

В декабре 2012 года Президент РФ подписал закон федерального значения «О защите прав предпринимателей» (294-ФЗ). Нормативный акт содержит свод обязательных норм и правил, регулирующих отношения бизнес-субъектов с контролирующими органами. Документ направлен на обеспечение соблюдения законности и объективного подхода при проведении проверок компаний различного масштаба и ИП.

В законодательном акте указаны основания для проверок бизнеса, характер, форма, сроки и методы проведения контрольных мероприятий. Пренебрежение нормами данного законодательного акта могут трактоваться как нарушение прав предпринимателя. В большинстве случаев результат проверки аннулируется, а сотрудники контролирующих органов, допустившие нарушения регламента НПА, привлекаются к ответственности. На страже прав предпринимателей стоят и другие законы и правовые акты РФ.

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ в часть 1 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

2. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ в часть 3 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральным законом от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ в часть 3 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ в часть 3 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 60-ФЗ в часть 3 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также — органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, к действиям органов государственного контроля (надзора) по направлению запросов о предоставлении информации, необходимой при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, проведении контроля за осуществлением иностранных инвестиций, контроля за экономической концентрацией, анализа рынка, при определении состояния конкуренции, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, контроля на финансовых рынках, банковского и страхового надзора, контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Читайте также:  Как оформить наследство у нотариуса в Ярославле

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ в часть 4 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ в часть 4 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

Статья 4. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)

1. Определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

2. К полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), относятся:

1) разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

2) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ пункт 3 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г.

3) разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) и административных регламентов взаимодействия;

4) организация и проведение мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

5) осуществление других предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль

1. Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.

2. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:

1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ пункт 2 части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г.

2) разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля;

3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

Надзорные каникулы, закон о запрете проверок малого бизнеса

Не секрет, что от постоянных проверок представители бизнеса, особенно малого, терпят неудобства. Для облегчения участи малого бизнеса в 2015 году были приняты изменения в закон № 294-ФЗ.

По этим изменениям с начала января 2016 по конец декабря 2021 года не должны осуществляться проверки планового характера в отношении юр. лиц, ИП, отнесенных к малому бизнесу.

Это новое положение получило название «надзорные каникулы», поскольку предоставляет некоторым субъектам возможность «отдохнуть» от проверок.

Однако важно учитывать следующие особенности изменений:

  • они касаются только проведения запланированных проверок, а от неплановых в этом случае никто не застрахован;
  • запрет проверок вводится только в отношении представителей малого бизнеса;
  • этот режим действует не на все виды контроля, в частности, налоговый, таможенный контроль, контроль за оплатой взносов во внебюджетные фонды, прокурорский надзор;
  • существуют исключения из общего правила, например, для бизнеса в сфере здравоохранения, образования, тепло– и энергоснабжения (приказ).

Кроме того, проверки могут проводиться проверки тех субъектов, которые в прошлом привлекались к административной ответственности, были лишены специального разрешения (лицензии).

Читайте также:  Образец 3-НДФЛ при продаже квартиры за 2022 год — заполнение в 2023 году

Какие органы осуществляют надзор

Проверками занимаются не все представители государственной власти. Ведомства, располагающие контрольными полномочиями, обычно носят название надзора или инспекции:

  • Роспотребнадзор. Сотрудники ведомства применяют право мониторинга в целях соблюдения фирмами санитарно-гигиенических мер (касается сфер питания, медицинских услуг и образования);
  • Ростехнадзор — наблюдение за формулярами, журналами и паспортами сложного промышленного оборудования на крупных объектах, изложениями техники безопасности при работе с аппаратурой;
  • пожарные инспекции МЧС проверяют противопожарные условия в помещениях (запасные выходы, планы эвакуации, сигнализацию, средства пожаротушения) и на открытых территориях (уборка возможных очагов возгорания);

Риски и угрозы для предпринимателей

Предпринимательство всегда несет за собой определенные риски и угрозы и их можно разделить на группы, в которых могут происходить нарушения в отношении к бизнесу:

  1. Государственные структуры и их сотрудники;
  2. Учредители и партнеры;
  3. Потребители и клиенты;
  4. Люди, нарушающие закон.

Чаще всего риск образуется в состоянии неопределенности, когда владелец бизнеса только пришел на рынок или внедрил неизученные технологии. Это может произойти и в результате ошибочной информации, которой владеют руководители или незнания текущего положения дел. Эксперты отмечают основные причины того, почему это может произойти:

  1. Новые законы страны;
  2. Ухудшение политической структуры;
  3. Высокая конкуренция;
  4. Низкий спрос на товар или услугу;
  5. Ненадежные партнеры;
  6. Климат региона.

К внешним рискам относят все то, на что предприниматель повлиять не в состоянии:

  • Политические

Связаны с ситуацией в стране и работой органов власти (конфискация имущества, война, революционные действия и т.д.)

  • Природные

Возможные стихийные бедствия, потопы, пожары и землетрясения.

  • Законодательные

Изменения действующих законов, которые способны ухудшить положения компаний.

  • Макроэкономические

Связаны с развитием экономики в стране и мире. Несут за собой валютные, инфляционные и процентные риски.

Внутренние риски можно разделить на три категории:

  • Коммерческие

Появляются в результате ошибочного маркетингового анализа, из-за которого компания не может реализовать всю продукцию и в случае недооценки конкурентов на рынке.

  • Производственные

Связаны с технологическими процессами и с уровнем квалификации сотрудников. Могут возникнуть и в процессе проверки и анализа контрагентов.

  • Кадровые

Связаны с некомпетентными сотрудниками, которые затрудняют работу из-за своей некомпетентности.

  • Финансовые

Связаны с платежеспособностью потребителей или с изменением курса валют.

  • Риски по времени существования

Статья 13.3. Единый реестр проверок

1. В целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

2. Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанными правилами определяются:

1) требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию единого реестра проверок;

2) порядок присвоения в автоматическом режиме учетного номера проверки;

3) состав включенной в единый реестр проверок информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, сроки и порядок включения данной информации в этот реестр;

4) состав включенной в единый реестр проверок информации, которая подлежит предоставлению государственным органам, органам местного самоуправления, порядок ее предоставления;

5) состав иной информации об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которая должна включаться в единый реестр проверок.

3. Оператор единого реестра проверок обеспечивает размещение на специализированном сайте в сети «Интернет» следующей общедоступной информации из единого реестра проверок:

1) учетный номер проверки;

2) информация, указываемая в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля и предусмотренная пунктами 1 — 6 и 9 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона;

3) информация, указываемая в акте проверки и предусмотренная пунктами 1 — 6 части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона;

4) указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами);

5) указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу предписаний юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, привлечение к административной ответственности виновных лиц, приостановление или аннулирование ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отзыв продукции, направление материалов о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, об обжаловании соответствующих решений и действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц и о результатах такого обжалования.

4. Ведение единого реестра проверок, внесение в него соответствующей информации и ее раскрытие осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *